Мнение: В Украине следует ввести меценатство в сфере образования

10 декабря 2018, 08:00 1748

Для развития аграрного образования в Украине необходимо создать конкуренцию.

Такое мнение высказал доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский, говорится в сообщении Украинской аграрной конфедерации.

«Наше образование функционирует по социалистическим принципам. У нас нет конкуренции вузов за государственные средства, отсутствует мотивация у преподавателей даже начинать диалог с агробизнесом. Происходит отрицательная селекция — лучшие преподаватели оставляют учебные заведения, идут работать в международные компании или отечественный бизнес», — пояснил он.

По его мнению, чтобы спасти образовательную систему, нужно ввести конкурентное распределение средств. У Минобразования есть национальный фонд научных исследований, в Минагропроде на 2019 год предусмотрено 200 млн грн на финансирование научных исследований, курсы повышения квалификации и т.п.

«Если бы у руководства Минагропрода была политическая воля, они могли бы распределить эти средства на конкурсной основе, создать фонд аграрного образования, наблюдательный совет. Эта сумма могла бы пойти на эффективные проекты. Возникли бы команды, которые могли бы заниматься такой деятельностью или разработкой ноу-хау», — подчеркнул Нивьевский.

Он считает, что следовало бы применить грантовые подходы. Кроме конкурентного финансирования, нужна еще и дальнейшая автономизация вузов. Диплом, как это делается за рубежом, должен выдаваться соответствующей кафедрой.

«Сейчас в частном секторе ситуация лучше, чем в государственном. Потому что бизнес понимает, что без науки развития и доходов не будет. Я считаю, что следует ввести меценатство в образовательной сфере. В уставный фонд университетов предприниматели вкладывают средства, за счет которых заведение и развивается. Это хороший зарубежный опыт, который отечественный бизнес может ввести в Украине», — отмечает Нивьевский.

Он считает, что сейчас государственное образование проигрывает, поэтому на рынке образовательных услуг и в дальнейшем будут доминировать частные игроки.

«Не стоит забывать: образовательные услуги — это товар, а не общественное благо. Поэтому государственное финансирование этих услуг в таких масштабах должно быть переосмыслено», — подытожил эксперт.