Куда заведут Агрокебеты студента? Реалистичный взгляд украинского проректора

03 апреля 2019, 07:00 5117

Аграрный бизнес последние годы только и делал, что говорил о несостоятельности аграрного образования в подготовке специалистов, адаптированных к современным рыночным условиям. Однако сегодня 15 ведущих аграрных компаний объединились для того, чтобы изменить эту ситуацию и самостоятельно «вырастить» себе будущих работников.

Пилотный проект «Агрокебеты» создан на базе факультета аграрного менеджмента Национального университета биоресурсов и природопользования Украины (НУБиП Украины), однако такая инициатива нашла положительные отзывы и в других аграрных высших учебных заведениях. Одним из таких стал Таврический государственный агротехнологический университет (ТГАТУ).

Редакция AgroPortal.ua пообщалась с проректором по научно-педагогической работе ТГАТУ Александром Ломейко о проблемах современного образования, жизни университета и значимости проекта «Агрокебеты» для украинского образования.

 Источник фото: ТГАТУ

Александр Петрович, какие проблемы в аграрном образовании сегодня вы видите?

Александр Ломейко: В первую очередь — это недостаточное финансирование аграрных учебных заведений, которое привело к тому, что материально-техническая база аграрных вузов устарела. То, что мы делаем за счет специального фонда, то есть за счет земли и выращивания на ней сельскохозяйственной продукции, позволяет определенным образом улучшать материальную базу, но одновременно мы понимаем, что мы не сможем купить себе тракторы и комбайны фирм John Deere или Case и другую технику мирового уровня.

В учебно-научно-производственном центре ТГАТУ есть 1800 га земли, на которой выращиваются преимущественно зерновые и технические культуры. Кроме этого, в университете есть около 60 га черешневого сада, свой питомник, также закупили пасеку. Поэтому прибыль от производственной деятельности центра частично идет на обновление материальной базы учебного заведения. Так, перед новым годом мы закупили только компьютеров на 500 тыс. грн, а в прошлом — на 1 млн грн. В свое время мы приобрели и сертифицировали агрохимическую лабораторию по определению качества почв, воды, удобрений и сельхозпродукции. Но при этом мы постоянно ищем пути сотрудничества с современными предприятиями и компаниями, которые имеют возможность улучшить материальную базу университета, как пример — ПАО «Эльворти», ДТЭК, «Гидросила ГРУП» и другие.

 Источник фото: ТГАТУ

Что нужно сделать, чтобы аграрное образование стало более гибким и приближенным к реальному производству?

Александр Ломейко: Мы давно поняли, что если работодатели будут говорить о некачественной подготовке студентов ТГАТУ, то уже завтра мы будем никому ненужными. Когда в 2015 году приняли новый Закон Украины «О высшем образовании», который развязал нам руки и предоставил автономию, мы сразу начали работать с работодателями по каждому направлению из 21-й специальности. В каком формате? Мы собирали круглые столы и на каждый круглый стол по каждому направлению приглашали ведущих в нашем регионе специалистов, с которыми отрабатывали новый учебный план, а также определили, что должен знать и уметь современный специалист по своей специальности.

Кроме того, мы одни из первых ввели дуальную систему обучения. Как вы знаете, сегодня она предусмотрена только Законом Украины «Об образовании», а Закон Украины «О высшем образовании» пока ее не предусматривает. Но мы не стали ждать, и в рамках автономии в качестве эксперимента в 2017 году отработали Положение, утвердили форму договоров с предприятиями и студентами и активно начали поиск современных предприятий, которые готовы к сотрудничеству по дуальному обучению. С начала 2018-2019 учебного года уже 428 мотивированных студентов были направлены на дуальное обучение на конкретные рабочие места. Если посмотреть на количество студентов в разрезе специальностей нашего университета, то увидим, что наиболее активно и эффективно идет внедрение дуального образования по специальностям «Агрономия», «Агроинженерия», «Отраслевое машиностроение» и «Пищевые технологии».

 Источник фото: ТГАТУ

Опыт каких стран Украина может перенять для улучшения учебно-производственного процесса?

Александр Ломейко: Конечно, Германии, которая собственно и является основателем дуального образования. Но у них эта система действует немного по-другому: работодатель самостоятельно находит будущего студента и предлагает заключить договор на обучение по дуальной форме. Затем это предприятие обращается в дуальное учебное заведение, и вместе отрабатывают учебный план студента. В нашем случае мы проводим разъяснительную работу среди студентов, начиная со второго курса, и предоставляем на выбор предприятия, которые согласны обучать по дуальной форме. Таких на сегодня более 200, с которыми мы заключили договоры. В течение учебного года студент до 50% объема кредитов работает на конкретном рабочем месте в соответствии со специальностью, получает достойную заработную плату и имеет социальный пакет (проживание, питание).

Наверное, вы уже слышали о новом образовательном проекте «Агрокебеты», который инициировал украинский агробизнес. По вашему мнению, является ли такая модель обучения решением проблемы агрообразования?

Александр Ломейко: Я даже уверен, что это действенный путь для решения проблемы недостаточной практической подготовки студентов. Дуальная форма обучения — это один из путей решения проблемы, но не единственный. На сегодня мы должны готовить в подавляющем большинстве не столько узкопрофильного специалиста, но и менеджера в своей специальности. Я сам инженер-механик, но так получилось, что работаю много лет в управлении. И сегодня именно подготовка по менеджменту, маркетингу и экономике должна быть более качественной для любой специальности. Поэтому именно сочетание практической подготовки по профилю с подготовкой студента как управленца является на сегодня одной из главных задач аграрных высших учебных заведений.

 Источник фото: ТГАТУ

Обучение будет проходить на базе НУБиП Украины. Готовы ли вы «отдать» своих лучших студентов для другого вуза, ведь сейчас для каждого университета студент на вес золота?

Александр Ломейко: В нашем университете есть немало программ по двойному диплому. Поэтому кто сказал, что студент будет исключительно студентом НУБиП? Я хотел бы видеть среди участников проекта «Агрокебеты», прежде всего, наших магистров. Ведь во время вступительной кампании они уже стали лучшими среди выпускников бакалавриата, и теперь мы им предлагаем использовать свой шанс в проекте. Они уже год проучились у нас, а до окончания осталось полгода, и эти полгода студенты могут продолжать свое обучение дистанционно в ТГАТУ, а уже в НУБиП будут на постоянной основе. То есть, мы в подавляющем большинстве готовим их как специалистов по специальности, а проект «Агрокебеты» — как менеджеров и управленцев в современном аграрном бизнесе.

Проект является пилотным, и в случае его успешной реализации возможна адаптация и на другие региональные аграрные заведения. Готовы ли вы создать все условия для существования такой программы как «Агрокебеты» в ТГАТУ?

Александр Ломейко: «Агрокебеты» — это проект, который ограничен в количестве студентов, поэтому считаю, что его нужно реализовывать в каждом аграрном учебном заведении. Ведь всех студентов охватить невозможно, и не все имеют возможность поехать в Киев на учебу. Поэтому почему бы не реализовывать проект у себя? Отработать с теми же стейкхолдерами, с которыми уже есть соглашения, учебный план и продумать общую концепцию подготовки. Но однозначно это не будет конкуренцией уже существующему проекту, потому что его изюминкой являются компании-партнеры — титаны аграрной индустрии.

 Источник фото: ТГАТУ

С какими аграрными компаниями ваш университет сотрудничает? Какие результаты сотрудничества?

Александр Ломейко: Мы имеем базу в более чем 700 предприятий по различным специальностям, с которыми уже подписаны соглашения на прохождение производственной практики. Среди них есть и ведущие агрохолдинги и компании, но большинство, конечно, это сельскохозяйственные предприятия юго-восточного региона Украины. Особенно плодотворно университет сотрудничает в последнее время в сфере подготовки инженерных кадров с машиностроительными предприятиями Мелитополя. Одним из самых мощных машиностроительных предприятий являются заводы компании «Гидросила ГРУП». Именно визит в университет совладельца и председателя Наблюдательных советов «Гидросила ГРУП» и «Эльворти ГРУП» Павла Штутмана и подписание соглашения о сотрудничестве стало первым шагом к внедрению дуального образования в университете.

Первое, что сделал Штутман, это обустроил в ТГАТУ лабораторию «Эльворти» и наполнил ее современной техникой и информативными плакатами. И когда студенты отныне приезжают на практику на завод, то они уже полностью теоретически знают технику «Эльворти». При подготовке энергетиков следует отметить сотрудничество с компанией ДТЭК, которая только в этом году оборудовала специализированную лабораторию на 200 тыс. грн. По переработке сотрудничаем с МХП и другими агрохолдингами, но здесь немного труднее, потому что мощности этих предприятий находятся довольно далеко, и не всегда студенты соглашаются туда ехать.

 Источник фото: ТГАТУ

Какой процент трудоустройства студентов ТГАТУ после завершения обучения?

Александр Ломейко: Я не знаю, как в других вузах, но у нас еще осталась обязательная система трудоустройства по завершению магистратуры. То есть каждый магистр, который учился на государственном месте, должен быть трудоустроенным. Как это происходит? Работодатели и центр занятости присылают вакансии в наш отдел связи с производством, и уже непосредственно в кабинете ректора проводится распределение. Кто-то, конечно, и сам ищет работу, много таких, кто открывает собственное дело, но в результате мы должны быть уверены на 100%, что наши студенты после окончания университета будут иметь первое рабочее место.

Налажено ли сотрудничество с местными властями?

Александр Ломейко: Мэр Мелитополя и его заместитель — это выпускники ТГАТУ. Большинство председателей сельских, поселковых и районных советов — это также наши выпускники. Поэтому проблем с организацией каких-то мероприятий, участием в событиях, поиском работодателей вообще не существует.

Как проходит агитация студентов к обучению в ТГАТУ?

Александр Ломейко: Ректор университета Кюрчев Владимир Николаевич всегда говорит: «Учить студентов — это хорошо, но нужно, чтобы было кого учить!» Именно поэтому мы в последнее время изменили стратегию профориентационной работы в университете. Что мы сделали? Каждая кафедра закреплена за школами определенного района и области нашего региона. Поэтому когда преподаватели приезжают в учебные заведения — их уже там все знают. Кроме того, мы приглашали по очереди директоров учебных заведений из всех районов Запорожской области и приближенных к Мелитополю районов Херсонской и Донецкой областей. Ведь мы понимаем, что все директора имеют педагогическое образование и поэтому имеют полное представление о педагогических университетах. Поэтому мы и хотели дать им возможность увидеть нашу материально-техническую базу, пообщаться с нашим профессорско-преподавательским составом, чтобы директора школ имели свое собственное впечатление и мнение о нашем университете.

 Источник фото: ТГАТУ

После таких встреч большинство директоров не только получили положительное впечатление, но и стали инициаторами приезда на ознакомительную экскурсию своих выпускников. К тому же у каждого выпускника школы при этом есть возможность принять участие во Всеукраинской олимпиаде ТГАТУ для абитуриентов. Те ученики, которые наберут определенное количество баллов, смогут получить до 20 баллов по конкурсному предмету ВНО, по которому выпускник участвовал в олимпиаде. При расчете конкурсного балла при поступлении это значительно повышает его шансы на государственное место.

Обучение в ТГАТУ, по моему мнению, имеет два основных преимущества. Первое — это отношение к студентам, которых мы любя называем детьми, а куратор — это их «отец» или «мать» на 5,5 лет. А второе, и это главное, это качественная практическая подготовка. Каждое лабораторное занятие в университете — это обязательное практическое приобретение определенной компетентности, а не теоретическое изучение материала. А дуальное обучение, о котором я уже говорил, это их шанс не только повысить свой уровень, но и трудоустроиться на современном предприятии.

Много ли иностранных студентов учится в ТГАТУ? Из каких стран?

Александр Ломейко: Подготовку иностранных студентов мы начали не так давно. Университет получил лицензию на подготовку иностранных граждан и создал подготовительное отделение для иностранных студентов в 2011 году. И первыми были студенты из Республики Гвинея, Сенегала, Кот-д'Ивуара. Здесь стоит отметить, что наш университет находится не в областном центре, и поэтому ехать на учебу в ТГАТУ иностранным студентам не так привлекательно. Но не стоит забывать, что Мелитополь — это интеркультурный город, где только в нашем университете обучается около 100 студентов разных национальностей.

 Источник фото: ТГАТУ

По итогам конкурса на соискание Премии ЮНЕСКО среди 10 городов-лауреатов из стран по всему миру есть и украинский город Мелитополь. Город продемонстрировал реальный прогресс в поддержке образования в течение жизни и стал единственным городом в Украине — лауреатом Премии ЮНЕСКО «Город, который учится». Значительный вклад в получение такой престижной премии города внес именно коллектив Таврического государственного агротехнологического университета, в котором, кроме предоставления качественного высшего образования, значительное внимание уделяется образованию для взрослых.

По рейтингу Webometrics-2019, ТГАТУ входит в 50 лучших университетов Украины. В чем ваш секрет успеха?

Александр Ломейко: Очень приятно, что нам есть чем гордиться. Действительно наш университет по рейтингу Webometrics-2019 занял 46 место среди всех высших учебных заведений Украины. Кроме того, в рейтинге «Топ-200 Украины» ТГАТУ стабильно занимает позиции в районе 70 места. Особенно хочу отметить, что в рейтинге по изобретательской деятельности наш университет в 2019 году вообще занял второе место среди всех вузов Украины! Поэтому показатели рейтингов — это не просто место, это результат активной и плодотворной работы всего коллектива Таврического государственного агротехнологического университета.

 Источник фото: ТГАТУ

Иванна Панасюк, AgroPortal.ua