Как сделать деньги на пищевых отходах

05 апреля 2016, 10:00 2422

В США ежегодно в мусор отправляется абсурдное количество пищи, в результате впустую растрачиваются ресурсы, используемые для производства продуктов питания, а фермеры теряют прибыль.

Около шести миллиардов фунтов уходит в компостные кучи и местные свалки каждый год, половина из них — овощи и фрукты в съедобном состоянии.

Некоторые из продуктов просто «лишние». Фермеры не всегда находят покупателя всей продукции, которую выращивают. Причем иногда — просто из-за нетоварного вида, рассказывает 23-летний Эван Лутц, который с 2014 г. «делает» деньги на бракованной продукции в родном штате Мэриленд.

«Мы продаем некрасивые плоды», — говорит Лутц, сияя, как подержанный автомобиль перед продажей, в первые пять секунд после промо-видео своей компании Hungry Harvest («Голодный Урожай» — рус.). Лутц показывает причудливое чувство юмора, говоря о своей работе, что придает интерес и пользу атмосфере авантюрной идеи платить ему за еду, которая иначе была бы выброшена. «Я всегда был непривлекательным, и в детстве я столкнулся дискриминацией, хотя я знал, что был красив внутри, — продолжает он, лукаво улыбаясь, в рекламном ролике своего детища. — Это то же самое, что происходит с плодами. Я хочу убедиться, что люди знают — уродливые плоды тоже красивы внутри».

Бизнес процветает. Лутц и его команда доставляют мешки продукции к порогам 2300 клиентов каждую неделю. Молодой человек говорит, что они покупают еду за «гроши» у фермеров региона, компаний по упаковке и оптовой торговле, а затем пакуют и продают ее за $15 за небольшой мешок (для одного-двух на человек) или на сумму до $35 за мешок, который прокормит семью из четырех до семи человек. Мешки сертифицированной органической продукции продаются в диапазоне от $30 до $55.

Рекламный ролик Hungry Harvest представили на реалити-шоу Shark Tank («Война Акул» — рус.), где участники соревнуются за капиталовложения в свой бизнес перед жюри, состоящим из «самодельных» миллионеров и миллиардеров. Компания выиграла инвестицию $100 тыс. на поездку на выставку для расширения своей клиентскуй базы на Балтимор, округ Колумбия, Филадельфию, Питтсбург и Нью-Йорк.

 

Но Лутц использует мусорные контейнеры не только для извлечения прибыли. Hungry Harvest также выполняет серьезную социальную миссию. Обратной стороной «эпидемии» пищевых отходов в Америке являются около 50 млн людей, которым не хватает еды, говорит он. Много из них живет в Балтиморе. С каждого проданного мешка Hungry Harvest жертвует два фунта продукции местным организациям, которые кормят голодных людей. По оценкам Лутца, на сегодня он «вернул к жизни» 300 тыс. фунтов еды и пожертвовал 100 тыс. фунтов нуждающимся в ней людям.

«Современным некоммерческим предприятием является коммерческое социально-ответственное предприятие, — говорит Лутц, который состряпал модель Hungry Harvest на старшем курсе в бизнес-школе при Университете штата Мэриленд. — Нет ничего плохого в том, что мы делаем деньги. Мы хотим добиться многого, но, не поймите меня неправильно, мы хотим сделать это в правильном направлении. Я думаю, что самый эффективный способ избавиться от пищевых отходов и пищевых пустынь вокруг США — это устойчивые бизнес-модели для общественных организаций».

Помимо кормления бездомных и других людей из зоны голодного риска, еженедельные поставки платежеспособным клиентам и семьям с ограниченным бюджетом, по ценам примерно на 30% ниже средних розничных, помогают сделать свежие продукты более доступными. Доставка бесплатна, что является благом для тех, кто не может позволить себе автомобиль.

И если вы представляете клиентов Hungry Harvest людьми с низким уровнем дохода, жующих наполовину гнилые яблоки, Лутц обращает внимание на то, что продукция его компании часто свежее, чем в супермаркете, потому что не лежит на продуктовых полках магазинов и не проходит через руки посредников. Какие продукты клиенты ожидают получить в своем еженедельном мешке? Типичные примеры включают баклажаны со странными выпуклостями, мелкие яблоки, или сладкий перец, которые вырос разноцветным, а не стандартно зеленым, красным, желтым или оранжевым — ничего, чтобы делало хуже его вкус. Просто маленькие несовершенства, что (в зависимости от вашей точки зрения) добавит продуктам неповторимости.

Со 100 с лишним фермеров, переработчиков и дистрибьюторов, найденных в сети, лишь немногие имеют подходящую продукцию, чтобы доставить ее вам в течение недели. Логистика сложна, поэтому Hungry Harvest разрабатывает приложение для облегчения жизни фермерам. Оно будет уведомлять компанию где, что и когда они должны забрать, а фермеров — что необходимо собрать и подготовить для доставки. «Особенность оставшихся продуктов в том, что Вы не знаете, сколько вы будете их иметь на этой неделе, — говорит Лутц. — Приложение работает очень просто: Вы фотографируете продукт на телефон, даете ему цену, количество, разнообразие и качество, и тогда мы будем отрабатывать логистику».

С вливанием капитала из шоу Shark Tank, компания быстро расширяется. Они разрабатывают добавленную стоимость продуктовой линейки, взявшись за изготовление соуса Песто из «восстановленного» базилика и хлеба в местной пекарне, которая жертвует одну буханку на благотворительные цели на каждые две проданных. В конце концов, они надеются установить франшизу по всей стране. Сейчас есть только четыре штатных сотрудника, хотя Лутц надеется удвоить коллектив в ближайшие несколько месяцев. Они также ищут другие источники пищевых отходов, говорит Лутц, «так что если вы фермер или оптовик заинтересован в продаже излишков, пишите нам по электронной почте».

AgroPortal.ua по материалам Modern Farmer.