Look! Как украинка одевает фермеров

14 марта 2019, 06:42 7363

«Мы разве что в космос не собираемся!» — шутит полтавчанка Татьяна Дядечко, когда спрашиваем, каких следующих проектов ждать от ее команды.

Она умеет делать сыры и йогурты, управлять проектами в крупной компании. А с недавних пор... шьет удобную и красивую одежду для фермеров. Оригинальные толстовки с картинками любимых животных, белые стрейчевые джинсы для сыроделов. Так и хочется увидеть новые креативные модели на красных дорожках и подиумах.

В жизни этой хрупкой девушки было несколько решительных изменений. AgroPortal.ua записал от нее немало практических советов.

Высокий старт

Татьяна Дядечко занимала должность заместителя директора в компании «Агроэкология», основанной знаменитым инноватором Семеном Антонцом.

Как юная выпускница Полтавской агроакадемии смогла стремительно сделать карьеру в таком серьезном хозяйстве с богатейшими традициями?

Советы Татьяны просты.

Студенткой искала практику не для того, чтобы «отмазаться» как-нибудь, а в хозяйствах с высокой планкой, где можно научиться ценным навыкам и реально вырасти профессионально. Именно после практики нашла для себя первое рабочее место учетчика на элеваторе.

Суйте свой нос во все процессы производства! Как экономист, не просто перекладывала папки с цифрами, а бегала в поле замерять засеянные площади деревянной метровкой (были еще такие J), интересовалась особенностями культур, а не просто анализировала показатели. Хозяйство давало возможность это делать. Получала кайф от новой информации и технологий.

Начала расти: до главного экономиста, финансового аналитика, заместителя директора.

«Теперь я сама работодатель. Часто вижу, как человек еще ничего не показал, а уже требует высокой зарплаты. Мне было важно сначала выйти за пределы своих обязанностей, получить результат, а уже после этого идти на диалог по должностям и оплате», — добавляет наша героиня.

В «Агроэкологии» все сошлось: делала больше, чем требовали формальности, а руководство это стимулировало. Как-то надо было разобраться со строительным проектом. Могла отказаться: мол, не мой профиль. Но наоборот восприняла как интересный бонус. И в то же время понимала, что такое доверие надо оправдывать.

«Если руководители дают молодым проекты, но ограничивают в полномочиях, то все бесполезно. Мои полномочия были широкими. Это очень стимулирует. Должна была давать указания, формировать наряды на объекты, обосновывать цены, подписывать акты выполненных работ. Сначала некоторые подрядчики с документами на оплату ходили в обход, сомневались в 22-летней девчонке. Но руководители демонстративно не принимали документы без моей подписи. Через месяц-два уже все порядок поняли и зауважали», — рассказывает Татьяна.

Из комфорта — в киевское «никуда»

«Каких-то «бабочек» не хватало, — объясняет Татьяна свое внезапное решение вырваться из периферии в столицу. — Вроде все супер: успешность, комфорт, обучение, зарубежные командировки. Но внутреннего «супера» нет. Может, это было просто копание в себе, личные эмоции, которые трудно контролировать в 25 лет. Показалось, что срочно нужно что-то менять».

Пережила сверхтяжелые испытания в Киеве: арендованная квартира, отсутствие работы. Девушку с романтическими кудрями в солидных компаниях серьезно не воспринимали даже несмотря на идеальное резюме. Хотела управлять проектами, а ей предлагали слишком низкооплачиваемые рядовые должности.

Пригодились навыки фотошколы, которую заканчивала раньше. Зарабатывала на жизнь частными фотосессиями, съемками свадеб: «Мне нравилось. Но не хватало чего-то значимого. У меня большие амбиции. Хочу быть многим полезной, запрашиваемой среди людей».

С подругой собрали команду и на протяжении 5 лет организовывали байкерский фестиваль. «Вокруг меня всегда много друзей, таких же, как и я: деловых, амбициозных, с целями, большими желаниями и неленивых. Рабочие группы формировать легко».

Сырный выход

Комфорта добавил сыр. Татьяна вспомнила, какие теплые эмоции счастья и гармонии пережила когда-то в Израиле среди фермеров-сыроделов. И остатки средств вложила в молоко, которое на обычной кухне превращала в сыр.

Долго не колебалась, задумав сырный бизнес. Убедилась во вкусе первой порции сама, а уже вторую решительно повезла друзьям на дегустацию. Пошел хороший слух. Стабильных покупателей нашла в богатой Конча-Заспе, куда делала доставку каждую субботу.

Стандартная кухня уже не выдерживала объемов. Поэтому арендовала часть сыроварни возле Белой Церкви. Открыли с подругой и небольшое кафе в спальном районе столицы.

Сыры успешно показали себя на ярмарках и фестивалях, их распробовали рестораны, начали заказывать. Зарабатывала достаточно, чтобы комфортно жить и отдыхать в столице.

«Тяжелый период неопределенности 2013-2014 годов тоже помогла пережить подруга. С тех пор мы одна команда», — кивает на подругу и партнершу Татьяна. Зарегистрировала собственную торговую марку — Творческая гастромастерская «Коза Чка».

Взлеты и неудачи

Научились неудачи воспринимать как «определенные шлифовки от жизни». Без драм и слез. Готовы к тому, что в бизнесе нет предсказуемости, а есть много рисков. Мол, пережили и пошли дальше.

«Когда увеличиваются объемы в бизнесе, — говорит о своем опыте Татьяна, — нужно постоянно меняться. Если нет, то в какой-то момент начинаешь выгорать, терять, ходишь по кругу. Решила приобрести собственное производство».

Девушка продала все, что имела: машину, фототехнику. Родные помогли средствами. И сделала инвестицию в собственную сыроварню на Житомирщине. Ремонт помещения и приобретенное оборудование обошлись в $40 тысяч. «На самом деле это маленькая сумма. Пришлось экономить, что-то делать самостоятельно, кустарно», — оценивает Дядечко.

Она все свои неудачи объясняет собственными ошибками. Признает, что не учла специфику региона и особенно проблему с кадрами. Село в самой глубинке заводило в тупик и бизнес.

Качественные характеристики местного молока не подошли для крафтового сыра. Пришлось искать альтернативу.

Сделать свой продукт узнаваемым удалось только через год, в частности, после презентации на выездных ярмарках и фестивалях. Рассылали оригинальные сыры по почте, поставляли отелям и ресторанам: «Нашу торговую марку начали узнавать».

С кадрами: конструктив и не бояться увольнять

Добросовестных работников на ответственное производство не хватало. «Хотя село было большим, люди стабильно работать не хотели. На первых порах я сама варила сыр, колола дрова, заготавливала молоко.

Тогда я очень боялась уволить человека, даже за серьезный проступок, когда приходилось списывать, выбрасывать испорченную продукцию, терпеть убытки. Зато теперь с ленивыми и недисциплинированными расстаюсь решительно. Мы не в детском саду.

Готова вступать в диалог, когда у работников есть конструктив, обоснованные требования, пытаюсь их совместно обсудить и выполнить по возможности».

Почему села страдают от кадрового дефицита? У Татьяны Дядечко есть свое объяснение: «Многим не хватает амбиций, нет стремления учиться, интересно отдыхать, путешествовать.

Есть какое-то свое хозяйство, на еду хватает — вот и хорошо. Свинья в хлеву, земляника в сезон. Многие промышляют нелегальной вырубкой леса. Зачем эта регулярная работа в сыроварне 5 дней в неделю?

Почему и кто генерирует идеи?

Так мыслят те, кто еще живет постсоветскими страхами что-либо менять в жизни, недоверием. Но многие мои знакомые наоборот едут в село. Вот недавно просилась на работу семья из Кривого Рога: хотят оставить крупное производство и с маленьким ребенком жить ближе к природе.

Молодежь вышла в свет и не боится выходить из зоны комфорта. Сами обустраивают в селе особый микроклимат, им кайфово. Они генерируют массу идей для современного развития.

Мы очень часто противоречим своему внутреннему ощущению, переживаем: а как же я брошу привычную среду? Такие противоречия разрывают человека, добавляют дискомфорта. Главное — не бояться делать выбор».

В Виннице все по-правильному

Через 2 года свою первую собственность Дядечко продала. И новый проект уже, как говорит, сделала «по-правильному», с учетом первого горького опыта.

Партнерскому хозяйству в Теплицком районе поставила свою технологию, контролирует производство и занимается сбытом. Местный предприниматель обеспечивает сырьевую базу, мощности, кадры. Теперь есть гармония.

Продукцию охотно берет сеть «Сильпо» в эксклюзивную «Лавку традиций».

Ритейл — это возможно

Есть два способа зайти в сетевые супермаркеты с крафтовой продукцией, рассуждает Татьяна:

— заплатить за полку, как это делают крупные компании;

— сделать такой продукт, чтобы большие ритейлы тебя сами позвали.

«Наш вариант — второй. Есть соглашение с «Сильпо» на эксклюзивную поставку линейки йогуртов, соусов, работаем и над сырами.

Единственное, что поначалу шокирует малого предпринимателя, — как это работать с такой огромной компанией! Разобраться с кучей договоров, графиков отгрузок, другой бюрократии. Боже, мы тоже это все проходили. И научились. Можем убедительно заявить: в сети зайти реально. Когда имеешь качественный продукт, стабильную репутацию. Нас уже и другие зовут».

Продавать мозг и опыт

«Коза Чка» теперь имеет опыт, чтобы делиться им в консалтинговых, образовательных проектах. Татьяна Дядечко организовывает несколькодневные курсы сыроварения в Киеве, Харькове, Львове. Спрос на такую услугу огромен. Домохозяйки, те, кто планирует варить сыры для себя или начать бизнес, овладевают ремеслом в группах до 10 человек.

Охотно варят сыры и рассказывают об этом другим, активно работает сарафанное радио. Ничего удивительного — продукт вкусный и современный.

«А вот с крупными корпорациями не люблю работать, — признается Татьяна. — У них нет понимания, наслаждения ценностью продукта. Хотят получить быстрые деньги. Объяснения, что в таком бизнесе реальная прибыль становится очевидной как минимум через 2 года, не воспринимаются. Думаю, крафтовая продукция — специализация для малого душевного бизнеса».

Одеть фермера и сыродела

«Я всегда мечтала о комфортной одежде для поля, — говорит Татьяна. — Еще когда работала в «Агроэкологии». Так неудобно одеваться, как капуста, потому что то жарко, то ветер, то мокро, надо шарф, шапку, перчатки. Отвлекает.

Заказала себе, казалось, универсальную толстовку с хорошим принтом, которую позиционировали как фермерскую одежду. Но это было ужасно: синтетика, неудобно, деформировалось после стирки.

Это уже была последняя капля: решили, что будем шить комфортную фермерскую одежду сами».

Нашли хорошего знакомого, который имеет швейное производство, мастерскую, собственный бренд молодежной одежды в Полтаве. Предложили уже обкатанную схему: идея и сбыт от «Коза Чка», а производственные мощности и кадры — от партнера. Инвестировали в начало пополам.

После тщательного выбора тканей и долгого испытания фасонов Татьяна наконец с гордостью демонстрирует готовую толстовку. Говорит, теперь не расстается с ней — удобная одежда выручает в холодное время в поездках, на фермах, в хозяйствах.

Автор соединила все: и уши закрыла от ветра, и шея без шарфа в тепле, и рукава продолжаются перчатками с открытыми пальцами, чтобы телефоном пользоваться. Двигайся, как хочешь, нигде не задувает, еще и любимую зверушку можно выбрать для принта, чтобы веселее смотрелось. По-деловому и молодежно одновременно.

На лето в работе уже есть наборы для агроменеджеров — рубашки, брендовые джинсы.

Особое внимание сыроварам. До сих пор они пользуются униформой поваров или медиков. «Коза Чка» разработала инновационные белые брюки из особого белого стрейча, специальную куртку. Чтобы свободно двигаться в сыроварне и возле холодильников, в камерах созревания сыров.

Конечно, еще много проблем должны согласовать: со стоимостью, наладкой размеров и т.п. Рассчитывают экспортировать такую униформу и за границу, зарабатывать новым проектом валюту. Такая амбиция.

Расспрашиваем, сколько будет стоить, например, такая толстовка, которую с удовольствием носит Татьяна. Говорят, 1800 грн. Чтобы окупить вложения, планируют реализовывать по 300 кофт в месяц.

Заработанные средства договорились полностью вкладывать в дальнейшее производство. В частности, одним из первых приобретений должна стать собственная машина для печати принтов, ведь пока они обходятся слишком дорого.

Инициаторы как раз создают группу в Вайбере. Будут изучать мнения первых покупателей.

«Мне с детства мечталось самой шить обувь, у меня нетипичный 40-й размер. Никогда не было хорошего выбора, сейчас тоже проблема. Хочется иметь изящную, женственную обувь, а не такую, будто топором рубленую, — делится Татьяна. — Кто знает, может, когда-нибудь еще и обувную линию откроем».

Купить свободу для идей

После того как реализовали несколько интересных проектов и спланировали новые, ищут в команду еще толкового управленца.

«Когда тебе уже мало обычных суток и спишь по 3-4 часа, но еще не хватает денег на дополнительного человека, это и есть то время, когда его срочно уже надо нанимать.

Нужно переступить некую черту и выделить определенную сумму на специалиста. Зато так ты покупаешь себе свободу, сон, возможность отдохнуть и в результате сгенерировать проект, усовершенствовать свой продукт или сделать новый.

Ведь уставший мозг не выдает свежих идей».

Без плана нет реальности

Вся работа молодой команды расписана в тщательном плане. Считают каждый шаг. Девушки показывают фото огромных бумажных простыней, развешенных на стенах и плотно расписанных пунктами и цифрами.

Так они встречали Новый год. 2-3 января распланировали свою работу по месяцам. И теперь только сверяют даты и цифры по общему онлайн-календарю. Говорят, управленческий учет, аудит и контроль хотят максимально автоматизировать. Это тоже один из пунктов годового плана. Как и оборудование стационарного офиса.

«Пока наш офис — авто, в котором ездим по регионам, где работают наши проекты. Но в планах есть офис — значит, точно будет. Прописывать все необходимо. Бывает, какие-то пункты выполнить не можем, а какие-то наоборот радуют оптимистичным результатом. Но без плана невозможно».

Концентрироваться решили в родной Полтаве. Там и привычнее, и уютнее.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua