Аграрный лайфхак // Американское «зеркало»: 7 «ахиллесовых пят» украинского бизнеса

22 мая 2016, 07:00 1111

Президент Киевской школы экономики, профессор Питтсбургского университета Тимофей Милованов назвал 7 отличий, а также рассказал, почему недостаточно быть «достаточно хорошим», зачем предпринимателю инициатива, а государству — средний и малый бизнес, почему украинская экономика тормозит сама себя.

1. Украинский бизнес очень «вязкий» — он сложно меняет продукты, направления, рынки, стратегию. Это странно, потому что в Украине в основном достаточно молодые бизнесы, они должны быть резкими, быстрыми, динамичными и агрессивными. Но вместо этого предпочитают печь булочки, даже если все мир отказался от хлеба, и жаловаться на падение спроса на них. Сейчас эту «вязкость» очень наглядно демонстрирует слишком медленная переориентация с российского рынка на европейский.

2. Любой американский предприниматель в десяток раз эффективнее фактически любого украинского. Не обижайтесь, но это так. Знаете почему? Там почти все вкладывают в бизнес свои деньги. Когда ты заложил дом, чтобы вложить деньги в свое дело, то в случае если ты провалишься, тебе будет просто негде жить. А также не за что кормить детей, учить их и так далее. Это очень мотивирует работать. В Украине же очень многие бизнесы создавались на привлеченные деньги. Не важно — кредитные, партнерские — но не свои. А поскольку у нас еще с середины 90-х известно, что «долги возвращают только трусы», то мотивации пахать денно и нощно — нет.

3. Из предыдущего пункта проистекает следующая слабость — мы часто выбираем вместо стратегии «быть лучшими» стратегию «стать достаточно хорошими». Это демотивирует развиваться. Если бы мы придерживались такого подхода в Киевской школе экономики, мы бы остановились в своем развитии. Потому что в Украине мы — как бы самонадеянно это ни звучало — лучшее, что есть из MBA. Но вот если мы начнем сравнивать себя с американскими школами MBA, мы поймем, сколько у нас еще слабых мест. Сравнивать себя стоит только с лучшими. Лучшими в мире. Стратегия good enough — вредная.

4. Украинские бизнесмены боятся начинать заново. Вы видите, как медленно у нас восстанавливается экономика? А знаете, почему? У нас почему-то считается, что если тебе пришлось уйти с рынка — все, ты лузер, это навсегда, в одну реку дважды не войдешь и все такое. Это, конечно, очень грубая статистика, но из 10 компаний, которым приходится в силу тех или иных причин покинуть рынок, возвращаются только 2. Для американца такой подход немыслим.

Рухнул рынок? Ок. Пошел учиться новому, научился, открыл новое дело. И так — сколько угодно раз. То есть, колоссальная разница в отношении — у нас почему-то любой неудачный предпринимательский опыт воспринимается как фейл на всю жизнь. Там — просто как «новый поворот».

5. Украинцы не наглые. Сейчас попробую объяснить, о чем я. 20 лет меня учили, что малый и средний бизнес — основа здоровой экономики. Но я неправильно понимал, почему. Я думал это потому, что много компаний — соответственно, много рабочих мест, дифференцированные налоговые сборы и так далее. Но это не главное! Главное, что люди, которые рискнули всем, открывая бизнес, не дадут никому «наехать» на свои права. Они — лучшие «предохранители» от узурпации власти, от произвола фискальных и любых других регулирующих органов. Так в США. А в Украине — нет. Я вижу под НБУ людей, защищающих свое право жить в купленной в кредит квартире. Сколь бы спорной ни была ситуация, эти люди огрызаются, и жестко. Но почему я не вижу людей, защищающих свое право нормально вести бизнес? Полагаю, для ответа на этот вопрос смотри пункт 2 — бизнес создан не на свои деньги. Лишиться его — не так страшно.

6. Клиентоориентированность. Я бы повторил это 10 раз. У нас, кстати, долго была дискуссия внутри КШЭ — учить наших студентов так, как мы считаем правильным, или так, как они сами хотят? Мы выбрали в итоге стратегию «учить, как они сами хотят».

Потому что главное, что должно быть у предпринимателя — инициатива. Инициатива и свое мнение о том, как правильно. Это залог успеха, а не знание «матчасти». Задача бизнес-школы — дать студенту-бизнесмену именно вот эту привычку «я плачу — я могу требовать». И воспитать уверенность в значимости собственного мнения. Потому что у нас же со школы учат отвечать так, как считает правильным учитель, а не так, как считает правильным ученик. Украинская система образования — вообще основа многих бед Украины, в том числе и бизнесовых. Но это тема отдельного разговора.

7. Связи вместо знаний и навыков. Конкуренция связей вместо конкуренции идей, продуктов, сервисов. У нас можно найти деньги, позвонив нужным людям, решить проблему, позвонив нужным людям, купить или продать товар, позвонив им же… Главный навык, которым у нас нужно обладать бизнесмену — завести нужные связи, обзавестись нужными телефонами. Это убивает настоящую конкуренцию. В итоге в Украине нет конкуренции. Это и есть главная, глобальная проблема украинского бизнеса. Нам не нужно бороться за что-то — мы можем просто позвонить «нужному человеку». Но конкурировать номерами телефонов — путь в никуда.

AgroPortal.ua по материалам «Дело»