Чернобаевские вяленые помидоры: остались знания и опыт, производство оккупировано

26 июня 2022, 06:07 7203

Основатель ТМ «Українські в’ялені помідори» Андрей Бигленко с началом полномасштабной войны вместе с семьей выехал из Чернобаевки (Херсонщина), где проживал и развивал производство вяленых томатов.

Многие украинцы знают продукт «Українські в’ялені помідори» благодаря вкусу, а также потому, что Андрей развивает маркетинг через личный бренд. На каждой банке с томатами — его лицо, что удостоверяет ответственность за качество продукта.

«Я делаю продукт так, чтобы мне нравилось. Оказывается, с большинством у нас схожи вкусовые предпочтения», — говорит предприниматель.

Мы пообщались с Андреем Бигленко, который сейчас находится на Западной Украине, и расспросили о производстве, вложенных инвестициях и планах на восстановление.


propData.content.image
Андрей Бигленко, основатель ТМ «Українські в’ялені помідори»

«Мы хотим возобновить производство, со мной моя команда — моя семья. В это дело вложено очень много времени, ума и инвестиций, поэтому терять ничего не хочется. В Чернобаевке сейчас осталось все: оборудование, сырье, готовая продукция, наш дом и все вещи. Все, что можно было бы использовать сейчас для производства. Я очень надеюсь, что никуда оно оттуда не денется. У нас же есть знания и опыт».

Андрей с семьей активно ищут сырье — томаты — нужного качества и цены. Это важнейшая часть производства и то, что определяет себестоимость продукции. Сейчас склоняются к решению, что нужно ехать в южные области — Николаевскую, Одесскую, поскольку на Западной Украине альтернативы нет.

«Я уже понял, какие сорта здесь есть, но для моего производства они не подходят. Еще мне рекомендуют поехать в Залещики (Тернопольская область), но думаю, что если даже по вкусу и размеру найду, то по стоимости аналогов херсонским нет.

Понимаете, Залещики — это только одно село. На Херсонщине таких сел, где массово выращивают помидоры, — сотни», — отмечает предприниматель.

«Українські в’ялені помідори» — это семейное крафтовое производство. За сезон перерабатывали от 30 до 40 т томатов, производили продукцию для HoReCa, продавали на другие производства, делали хумус в сотрудничестве с другими производителями. В год выпускали ориентировочно 20-25 тыс. баночек готовой продукции.

Андрей Бигленко

«Минимальные инвестиции — 500 тыс. грн, чтобы построить заново цех, пройти сертификацию, приобрести минимальное оборудование, иметь оборотные средства. Если выходить за пределы семейного бизнеса, то инвестиции в производство составят от 3 млн грн».

В 2015 году он инвестировал $10 тыс. из расчета, что этого хватит — как оказалось, просчитался. «Прежде всего — неправильно рассчитали сроки сушки. По нашим подсчетам, это должны были быть сутки, а на практике оказалось двое, и сразу все пошло не так.

После выигрыша в проекте «Бизнес-трамплин» я вложил средства в оборудование. Также подавался на другие гранты, но пока не везло. Думаю, сейчас нужно возобновить представление проектов на международные гранты», — делится Андрей.

Предприниматель добавляет, что сейчас главное — определиться, где будут покупать помидоры. Поскольку возить их вообще не вариант, логистика займет значительную часть себестоимости. А перерабатывать их лучше вообще «на поле». Такой вариант нарабатывался последние два года.

«Я провел эксперимент — 30 т помидоров высушили под солнцем. Мы поняли, что это возможно, но для производства не очень подходит. Да, это дешевле, но есть много нюансов: поскольку сушка происходит под открытым небом, нам пришлось отмывать каждую половинку помидора от песка. Хотя такую технологию вяления используют в Италии, Турции. Пока я не до конца понимаю, как это у них происходит», — рассказывает Бигленко.

Для производства продукции ТМ «Українські в’ялені помідори» используется оливковое масло Extra Virgin или же смесь подсолнечного и оливкового.

Большинство производителей (Турция, Греция, Италия) используют либо смесь масел, рафинированное масло, либо не оливковое масло вообще. То, что масло не застывает месяцами, показатель того, что это не Extra Virgin.

«Я экономист по образованию, производство налаживали методом проб и экспериментов. Пробовали, и если нам нравилось, то и нашим клиентам было по вкусу, — говорит производитель. — Мы до сих пор проводим эксперименты. Задача — снизить себестоимость, но не потерять качество».

Стоимость самих украинских томатов выше, чем в Турции или Азербайджане. Бигленко отмечает, что пробовал производить продукцию с турецкими помидорами, но на выходе вкус вообще не понравился, хотя себестоимость ниже.

«Наверное, первые три года наши вяленые помидоры отличались по вкусу, поскольку мы искали идеальные. Импортные вяленые помидоры могут стоить как дороже, так и дешевле, возможно даже вдвое. Можно взять рафинированное подсолнечное масло, оно вдвое дешевле, но тогда нам не нравится вкус», — делится опытом предприниматель.

Добавляет, что ориентируются на премиум-качество, чтобы это было вкусно: «Я постоянно тестирую и отслеживаю, чтобы качество продукта сохранялось».

Андрей рассказывает, что в Херсоне продолжают жить люди, несмотря на сложившуюся ситуацию. «Там же не апокалипсис произошел, а всего-навсего война», — пытается шутить предприниматель. — Кофейни, рестораны, люди работают, пытаются жить. Наши помидоры, которые мы отгрузили еще до войны, тоже продаются в одном из магазинов — 300 рублей за баночку».

В доме Бигленко сейчас живут их односельчане, жилье которых находится ближе к аэропорту, поэтому оно разрушено. Иногда удается выходить с ними на связь и узнавать состояние дел.

«Я не рассчитываю ни на какие возмещения. Главное, чтобы все осталось целым, и мы возобновим производство. Рассчитываю, что будут международные гранты для предпринимателей из пострадавших от войны регионов», — надеется Андрей Бигленко.


Наталия Помянская, AgroPortal.ua