Возобновление работы Минагрополитики, несомненно, одно из событий, запомнившихся в 2021 году.
Правда, обновленное министерство имеет только половину функционала, находящегося перед ликвидацией. Не переданы функции формирования политики в сфере продовольственной безопасности, ветеринарии, фитосанитарии и некоторые другие.
Вообще пример из Минагро наглядно показывает приоритетность принципа «лучше попробовать и ошибиться, чем не попробовать и потом сожалеть» в нынешней стратегии государственного управления. Он в равной степени применяется как к кадрам, так и к институтам.
Как следствие, правительственные учреждения больше занимаются обслуживанием собственного реформирования, чем стратегическими реформами в государстве.
Хотя выглядит так, что поводом для возобновления работы Минагрополитики стала главная необходимость реализации одной из стратегических реформ, а именно земельной.
Земельная реформа – один из лучших политических субстратов для манипуляций и спекуляций. Тема безотказно работала более 20 лет и работала еще долго, если бы не высокие рейтинги и политическая воля власти.
Формат земельного рынка достаточно консервативный. С одной стороны он не повлечет за собой бума инвестиций и чрезвычайного роста в секторе, с другой — и перераспределения земельной собственности в пользу капитала, в том числе иностранного.
По сути, земельный рынок в нынешних кондициях в интересах олигархов уровня ОТГ, которые найдут и достаточную сумму средств, и достаточное количество физических лиц для покупки земли.
Само по себе внедрение рынка земли в оговоренные законом сроки является маленьким чудом на фоне хронической отсрочки внедрения других реформ, в частности евроинтеграционных законопроектов в сфере санитарных и фитосанитарных мер. В этом смысле восстановление Минагрополитики следует считать оправданным.
Собственно, и количество политических спекуляций после начала работы рынка гораздо меньше, чем до. Бума распродажи украинских земель не произошло, чего и следовало ожидать. Это не остановит политические манипуляции, но почва для них стала уже не такой питательной.
В пользу сектора играют и высокие цены на продукцию растениеводства (прежде всего зерно и масличные), которые позволяют аграриям сформировать финансовую подушку под покупку земель.
Может быть хорошо три года подряд?
Если в 2020 году сравнительно высокие цены на продукцию растениеводства наблюдались на фоне неурожая на юге и в некоторых центральных областях, то в 2021 году все даже лучше — цены достаточно высоки уже в первой половине сезона (за исключением фруктов и частично овощей), а с урожаем все хорошо. К тому же, украинские власти проявили иммунитет к российскому вирусу экспортного регулирования.
Однако не факт, что такая ситуация будет продолжаться. Центробанки большинства стран перешли к этапу сворачивания программ количественного смягчения, а не за горами и этап повышения процентных ставок. Это может вызвать «охлаждение» ситуации на фондовых и товарных рынках. Более устоявшимся становится мнение, что инфляция не является временным явлением, и ее не следует бросать безрассудно в топку экономического роста.
Кстати, Нацбанк Украины в этом плане работал намного оперативнее, хотя и нажил себе, наверное, много врагов в коридорах власти (хотя сейчас такая ситуация, что недоброжелателей много и не нужно — достаточно одного)
Возвращаясь к общей картине, если к сворачиванию экономических стимулов присоединится другой негативный фактор (эвергранд, очередной штамм коронавируса или другой «черный лебедь»), то не следует исключать и обвала.
В то же время напряженная военно-политическая ситуация на границах Украины может еще какое-то время поддерживать цены на пшеницу и в меньшей степени кукурузу и подсолнечник.
В любом случае, соотношение затрат и доходов в 2022 году обещает быть более напряженным, даже учитывая лишь существенный рост цен на ресурсы. В этих условиях большее значение будут принимать меры по минимизации рисков.
Одобрение изменений в закон о страховании сельхозпродукции, проработку законопроекта об объединении водопользователей и выделение в государственном бюджете на 2022 год 1 млрд грн на возобновление ирригации являются шагами в этом направлении.
Институционная составляющая, как это принято в последнее время, ковыляет — Госводагентство смешано с рыбой и находится на растяжке между Минприроды и Минагро. И еще не понятно, будет ли акцентироваться на экономном использовании воды, например, через параметры государственного финансирования и/или поддержки. Если попытаться заглянуть в горизонт нескольких следующих лет, это важно.
Финансовые риски для мелких фермеров в контексте введения рынка земель призваны уменьшить закон о Фонде частичного гарантирования кредитов.
Ну и, наконец, в русле современных тенденций цифровизации — создание Государственного аграрного реестра (или в более широком понимании АгроДии), как хабу администрирования государственной поддержки и предоставления административных услуг.
Однако, если с начала работы ГАР акцент будет делаться на контролирующей составляющей (например, фискальной), ребенок может оказаться мертворожденным. Проводя определенную аналогию, перед тем, как замахиваться на космические полеты, неплохо попытаться совершить хотя бы электрокар.
Время ускоряется. Изменения только одного года действительно впечатляющие. И что-то наводит на мысль, что как динамика внешнего воздействия на сектор, так и внутренних процессов в нем уменьшаться не будет. Но даже для того, чтобы запастись попкорном, нужно заранее позаботиться, чтобы была выращена кукуруза для него.
Владимир Лапа, советник по стратегическому развитию президента УКАБ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.