Как же нам всем в предпраздничном настроении хочется, чтобы мечты реализовывались по мановению волшебной палочки. Иногда чудеса случаются, но почему-то особенно часто они происходят с теми, кто их планирует и делает шаги.
Каких ошибок в планировании мы можем избежать, чтобы 2018 стал самым успешным и продуктивным годом?
Как коуч я часто сталкиваюсь с вопросами планирования, и вот несколько типичных «скользких моментов», которых вы можете избежать, чтобы составить продуктивный эффективный план.
1. Список желаний
Часто наш план на год похож на список желаний, адресованных Деду Морозу:
— хочу машину;
— хочу весить 50 кг;
— хочу на море;
— хочу дом.
Очень важно ярко, вкусно и в деталях представлять себе свои мечты. Именно они и придают нам энергии. Когда вы их сформулировали в виде «хочу иметь к концу 2018», определите «кем я должен быть, чтобы иметь это» и «что необходимо делать, чтобы быть таким человеком и иметь все это». Ведь каждое «иметь» идет в связке с «быть» и «делать».
Хочу иметь свой самолет. Кем мне нужно стать для этого? Что необходимо делать?
Подумайте, готовы ли вы сделать все, чтобы стать человеком, обладающим самолетом.
Или, например: хочу говорить по-английски. Что мне нужно для этого делать? Каким человеком я должен быть, чтобы к концу 2018 свободно говорить?
2. Планирование из состояния неосознанной некомпетентности
В изучении любого вопроса есть 4 стадии компетентности:
— неосознанная некомпетентность (еще не знаю, что ничего не знаю). Например, вы решили научиться водить машину: да что там водить! Все же водят — и я смогу;
— осознанная некомпетентность (знаю, что не знаю). Это же так сложно: и в зеркала смотреть, и педали, и руль, и пешеходы, разметка;
— осознанная компетентность (осознаю, что знаю). Могу водить машину, но при этом полностью сконцентрирован на процессе (водитель-новичок);
— неосознанная компетентность. Могу вести машину, полностью контролировать ситуацию и думать о чем-то своем.
Планируя что-то новое, мы часто это делаем из состояния неосознанной некомпетентности. Важно спрашивать себя: насколько я компетентен в вопросе? Насколько сроки и результаты адекватные? Не планирую ли я из неосознанной некомпетентности? Насколько у меня есть намерение достичь задуманного, если окажется, что необходимы большие усилия?
Зато у планирования из состояния неосознанной некомпетентности есть свои плюс — храбрость, бесшабашность и амбициозность целей.
3. Зона ответственности
Предлагаю вам простой эксперимент: напишите список из 5 целей, которых вам не удалось достичь.
Оцените их от 1 до 10 по двум критериям: четкость видения цели (насколько четко вы понимали, чего хотите) и влияние на результат (насколько достижение цели зависело от вас).
Очень важно четко представлять, чего именно хочешь, прописывать критерии достижения цели. Как вы поймете, что достигли цель? Например, свободно владеть английским для кого-то — это не заблудиться в аэропорту, а для кого-то мочь вести публичную дискуссию на тему глобального потепления. Также важно планировать в зоне своей ответственности.
4. Отсутствие гибкости
План — это дорожная карта, но на пути могут встречаться объезды, пробки или просто может появиться более простой и удобный путь к цели. Адаптироваться к меняющемуся контексту — не значит изменять себе или быть непостоянным. Помните о том, что важна конечная Большая Цель, а не четкое следование маршруту.
5. Необходимые навыки
Спланировав цель, определив критерии ее достижения важно продумать, какие навыки вам понадобятся, чтобы ее достичь. Каким образом вы можете эти навыки сформировать? Какие ресурсы необходимы для этого? Возможно, вам понадобится какое-то обучение или период практики или дополнительные ресурсы.
6. Выбор
Очень многие цели из разных жизненных сфер мы можем достичь одновременно. Можно быть и любящим заботливым отцом и компетентным специалистом. Но все же иногда нам придется делать выбор, на достижении какой цели сфокусироваться сейчас.
Желаю вам быть, делать и иметь!
Анна Ланговая, коуч
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.