7 правил как избежать конфликта интересов в семейном бизнесе

16 сентября 2016, 12:53 6733
Агрокарьера

В последнее время в Украине прослеживается оживление интереса к семейному типу хозяйствования на земле. Минагропрод декларирует содействие развитию семейных фермерских хозяйств, парламентарии прорабатывают соответствующие законопроекты, Ассоциация фермеров и частных землевладельцев выдвигает инициативы по усилению институциональных основ функционирования фермерского уклада и т.д.

К проявлениям такой активности побуждают инициативы донорских организаций, которые повышают интерес со стороны общества к семейному типу хозяйствования, и обеспечивают поддержку мелких и средних семейных ферм.

Мы также решили коснуться этой темы, осветив ее с точки зрения кадрового консалтинга.

Нами были собраны рекомендации многочисленных экспертов по вопросам семейного бизнеса на тему, как избежать конфликта интересов в семейном предприятии. Рекомендации настолько просты и очевидны, что чаще всего ими просто пренебрегают.

Конфликты интересов являются неотъемлемой частью опыта многих небольших стартапов и семейных предприятий. Особенно, когда они, начав свою деятельность, так и сохраняют неформальный стиль управления. И это действительно может подавлять рост и прибыльность бизнеса — стать своего рода стеклянным потолком, который удерживает семейный бизнес от достижения его истинного потенциала, а также препятствовать разрешению конфликтов.

Когда мы говорим о конфликтах интересов в семейном бизнесе, то подразумеваем три уровня: семейные интересы, интересы бизнеса, а также интересы собственности. И спор, возникший на одном уровне, может быстро перейти на другие. Каждый семейный бизнес является уникальным и сложным по-своему, поэтому стандартные решения не всегда работают. Однако, существуют общие правила, применение которых поможет вам избежать управленческих промахов.

Правило № 1

Не берите родственников в штат, если они не работают в компании или не приносят реальной пользы. При запуске семейного бизнеса «все делают всё», но из-за этого и возникает большинство конфликтов. Определите для каждого должность, должностную инструкцию и размер компенсации. И регулярно проводите оценку персонала — как семейных, так и не семейных работников.

Правило № 2

Согласно исследованиям, наиболее успешными из семейных предприятий являются те, где у родственников были доверительные и прочные отношения до начала бизнеса. Если отношения тяжелые, то это имеет тенденцию переходить в бизнес. Делайте выводы.

Правило № 3

Не создавайте две касты сотрудников — «семья vs. не-семья». Имейте в виду, что в семейном бизнесе особые привилегии членам семьи и друзьям демотивируют остальных сотрудников. А лучшие из них уходят, если им кажется, что их карьерный рост блокируется.

Правило № 4

Способность иметь эффективную связь со всеми членами организации имеет решающее значение. «Не-семейные» сотрудники не должны чувствовать, что члены семьи лучше осведомлены о том, что происходит с бизнесом. Для улучшения климата в компании можно рекомендовать корпоративный отдых в дополнение к семейному. И наоборот, хорошо, когда члены семьи посещают отраслевые семинары или конференции, это прекрасная возможность для них научиться лучше общаться и работать вместе.

Правило № 5

Не путайте семейные решения с бизнес-решениями. Консультанты по семейному бизнесу не советуют разрешать членам семьи использование служебных машин в личных целях или привлечение IТ-персонала для устранения проблем с домашней техникой. Неудачной идеей будет проводить личные расходы, например, семейный отдых, как бизнес-затраты. Удовлетворение потребностей семьи бизнес-ресурсами является показателем непрофессионализма в бизнесе. 

Правило № 6

Установите границы между семьей и бизнесом. Это особенно относится к командам муж-жена. Придумайте свою систему, например, некоторые пары не ездят вместе на работу или с работы. Другие не говорят о бизнесе после 6 вечера, или по выходным, или во время отпуска. А если вы заметили, что бизнес уже добрался до вашей постели, консультанты советуют отключить телефон, оставить ноутбук и отправиться на острова или в деревню дней на 10. Если вы не склонны к отношениям вне бизнеса, у вас вообще не будет отношений!

Возьмите за правило не работать с другими членами семьи после работы и за пределами офиса. Прекрасно, когда можно задать кому-то вопрос о проекте или клиенте прямо на кухне. Но в идеале это должен быть пятиминутный разговор, если же он выходит далеко за рамки 15 минут, то это уже посягательство на чье-то личное время.

Правило № 7

Используйте семейные советы. Совет состоит из членов, которые могут быть владельцами, но не сотрудниками компании. Они встречаются ежемесячно, ежеквартально и/или ежегодно для стратегического планирования бизнеса в течение следующего года и на ближайшие 10 лет. Чем больше разногласий в семье, тем меньше должна быть такая группа для начала. В идеале — периодически пересматривать состав совета, а также открывать членство для следующего поколения.

Совет не управляет бизнесом, а рассматривает семейные вопросы или проблемы относительно бизнеса. Например, когда один брат стремится развивать бизнес и держать его в частной собственности, а другой хочет продать его. Или вопрос создания фонда для кредитования членов семьи, или покупки автомобиля для работающего в бизнесе члена семьи. Не редкость, когда члены семьи жертвуют своим доходом или урезают зарплату для удержания бизнеса на плаву в трудные времена. Опять же — совет рассматривает варианты компенсации этим членам семьи в дальнейшем.

Бизнес-эксперты признают, что семейная собственность имеет свои преимущества. Но вести бизнес необходимо таким образом, чтобы это было справедливо, прозрачно и не ослабляло моральный дух компании. 

Рекрутинговый портал «Агрокарьера»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.