В то же время, программа массовой приватизации предприятий АПК в 2015 году изначально носила трудно реализуемый, декларативный характер. Поэтому неудивительно, что данная программа сорвана. И дело не только в том, что успешная приватизация маловероятна в воюющей стране. Базовые причины, по которым приватизация в украинском АПК не может пройти эффективно, пока только обозначены, но не устранены.
Госсектор в аграрной сфере Украины представляет собой чрезвычайно запутанную и неоднородную структуру. Инвестиционная привлекательность тех или иных предприятий АПК диаметрально различна. Из 571 госпредприятия АПК 116 имеют образовательную функцию и большей частью переданы в Минобразования, 154 предприятия находятся в состоянии банкротства и ликвидации, около 150 — в стадии реструктуризации, и только оставшиеся 150 предприятий ведут деятельность (впрочем, большинство из них убыточны).
Среди наиболее привлекательных руководство министерства АПК выделяет порядка 10 предприятий — ПАО «ГПЗКУ», ПАО «Аграрный фонд», ГП «Укрспирт», ГП «Артемсоль», и некоторые другие. Но эти предприятия — так называемую «бриллиантовую десятку» – пока не планируется продавать.
Во-первых, некоторым из этих предприятий в силу специфики деятельности пока оптимальнее работать в госсобственности. К примеру, в качестве довода против приватизации ГПЗКУ (Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины), одного из лидеров по производству, перевалке и экспорту зерна, озвучивается более высокое доверие иностранных партнеров именно государственной компании, а также обязательства ГПЗКУ по гарантированному государством кредиту.
Во-вторых, некоторые предприятия нуждаются в серьезном реформировании перед продажей. Например, продажа ГП «Укрспирт», спиртовой монополии, объединяющей порядка 40 спиртзаводов, возможна только по отдельности (ввиду огромных масштабов и разнородного состава этой корпорации), и после демонополизации спиртовой отрасли (когда производить спирт сможет не только государство, но и частный бизнес).
Кроме того, структура «Укрспирта», как и широкий перечень других активов АПК, входит в перечень не подлежащих приватизации стратегических предприятий. Законопроект, разрешающий приватизацию 374 подобных предприятий, уже зарегистрирован в Верховной Раде.
Что же касается подавляющей части госпредприятий в сфере АПК, то они могли бы быть привлекательным объектом приватизации только при наличии рынка земли сельхозназначения. Ввиду неэффективного использования и воровства, основные фонды большинства государственных хозяйств находятся в столь плачевном состоянии, что их основная ценность состоит только в земельном фонде. Но куплю-продажу земли ввиду социально-политических и ряда других факторов в Украине внедрять не спешат (это, как минимум, среднесрочная перспектива).
Следовательно, земельные наделы, принадлежащие госпредприятиям, не являются объектом продажи (приватизации), вместо этого предусматривается распаевание земельных наделов этих предприятий среди их сотрудников и пенсионеров. С одной стороны, данная практика справедлива и носит важную социальную функцию. С другой стороны, потенциальному инвестору придется, как это происходит сейчас, иметь дело с многочисленными пайщиками, арендуя землю у них. Кроме того, не вполне понятен механизм формирования реестра пайщиков — вполне возможно, им смогут манипулировать нынешние руководители госпредприятий.
Подобная ситуация, в сочетании с другими факторами, значительно снижает интерес инвесторов (особенно зарубежных) к приватизации госпредприятий АПК. Более привлекательными остаются иные формы «государственно-частного партнерства», самой распространенной из которых является заключение договоров совместной обработки земли между частной компанией и государственной (которой принадлежит земля). Злоупотребление данной схемой, когда в результате махинаций прибыль оседает у частной компании, а у государственного предприятия остаются лишь долги и убытки, носит распространенный характер и даже получило название «теневой приватизации».
Таким образом, до формирования цивилизованного и прозрачного рынка купли-продажи земли сельхозназначения мы вряд ли сможем констатировать успешное разгосударствление большей части предприятий сферы АПК.
Андрей Попов, партнер Kreston GCG
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.