Аграрное образование: необходима перезакладка фундамента

03 апреля 2019, 07:01 5264
Вадим Ивченко

Одним из тяжелых и проблемных вопросов в аграрной сфере является существенное несоответствие существующего профессионального и высшего отраслевого образования ее современным потребностям. Наше отраслевое образование, к сожалению, остается во многом постсоветским, которое было ориентировано на узких специалистов для многоотраслевых колхозов-совхозов, которые имели животноводство, растениеводство, садоводство, инженеров, бригады... В последние 15 лет в стране появились или очень крупные агрохолдинги, или малые преимущественно самозанятые фермерские хозяйства.

Большие аграрные предприятия уже почти не занимаются трудоемким животноводством, практически исключительно сконцентрировались на выращивании зерновых и технических культур в растениеводстве, используя для этого современную и крупноразмерную технику.

Значительная же часть животноводства, садоводства, овощеводства, ягодоводства, всех трудоемких отраслей, за исключением птицеводства, перекочевала в малые хозяйства, в которых не требуется узкий специалист. Человек в малом, а чаще всего — в семейном хозяйстве должен быть и зоотехником, и ветеринаром, и механизатором, и электриком.

Технологии внедряются сногсшибательно быстро, ставя новые требования не только к студенческому образованию, но и к постоянному повышению квалификации нанятых специалистов в холдингах. Даже ведущие аграрные университеты укомплектованы в основном не самой передовой учебной техникой и специалистами, которые должны сами адаптироваться к таким изменениям. Хотя сейчас, должен сказать, они откровенно не успевают.

Крупные аграрные хозяйства, столкнувшись с несоответствием качества образования выпускников своим постоянно растущим потребностям, уже инициируют определенные шаги сотрудничества с университетами по улучшению преподавания на выпускных курсах. Например, новая программа обучения прикладному аграрному менеджменту называется «Агрокебеты». Полтора года обучают дополнительным навыкам в направлениях агрономии, инженерии, управления предприятием, животноводства и основ IТ-технологий в агробизнесе.

Но процент подобных специалистов очень невелик. Поэтому, в контексте необходимых изменений в отраслевом образовании, важнее говорить о качестве подготовки большинства выпускников. И делать это с учетом практики европейских стран, учитывая наш евроинтеграционный выбор. Первое, что бросается в глаза при таком сравнении, — ужасное состояние профессионального образования в Украине и отсутствие взаимосвязи между высшим и профессиональным образованием. Наша образовательная система в этом вопросе откровенно отстает. Почему сегодня государство не использует государственный ресурс и не проводит специализации, которые помогут человеку начать или улучшить собственный бизнес: стать семейным фермером, повысить свой доход, укрупнить хозяйство, внедрить лучшие практики?

Понятно, что возрождение отечественной профессиональной аграрной школы невозможно без соответствующего переформатирования отношения государства к почти миллиону малых хозяйств в Украине, которые сегодня по сути являются фермерскими хозяйствами, но тлеют в статусе хозяйств населения, без надлежащей идентификации, без упрощенной регистрации, без льготных (нулевых) налоговых ставок и преференций в виде упрощений по ведению бухгалтерского и налогового учета, без приоритетной и существенной прямой поддержки, которая в значительной степени является пряником взамен кнута, перечисленных выше требований к легализации своего бизнеса в налоговой, социально-пенсионной и пищебезопасной плоскостях.

В большинстве университетов Европы в требованиях к абитуриентам только специальности вроде «Пищевая безопасность» или «Биогенетика» не будут содержать обязательных требований успешного окончания аграрного колледжа. А две трети выпускников таких колледжей в ЕС получают образование в двух направлениях, которые можно обобщить как «Семейное фермерство в растениеводстве» и «Семейное фермерство в животноводстве».

В Украине молодежь, которая начинает свой путь в сельском хозяйстве, тоже сначала нужно учить, как начать и развивать собственный бизнес. Для единоличников — вводить переобучение. Делать это на уровне «Агроосвиты», колледжей или университетов в регионах, где они смогут понять, чем и как они будут заниматься, как и для чего переходить в легальное поле, в организованный рынок, как будут зарабатывать и содержать семьи. Только при таком подходе будет закладываться основа интереса к кооперации, к экологическим технологиям, к взаимодействию в рамках общин.

Государственные средства уже сейчас должны быть направлены на перезакладку фундамента в образовании с расчетом на то, что по завершению реформ, связанных с созданием условий для возрождения и ускоренного развития сотен тысяч малых хозяйств, наши колледжи и университеты смогли бы принять на свои плечи значительное количество работы, связанной с обеспечением знаниями и практиками самого значимого в социально-экономическом плане сегмента сельской экономики.

Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.