Агрообразование. Кто технологии внедрял, тот в цирке не смеется

13 ноября 2019, 06:34 3097
Артем Беленков

Внедрение технологий в сельском хозяйстве, как и в любом другом секторе, не только открывает возможности, но и несет за собой определенные изменения в бизнес. Эти изменения могут быть разными, в зависимости от того, что за технология внедряется, в каком подразделении компании, на какую функцию или задачу направлена и т.д. Но воспользуется ли компания возможностями и получит ли результат от этих изменений, всегда зависит исключительно от людей.

В английском языке есть такое слово — «bottleneck», и оно значит «узкое место». Так вот, одним из ключевых узких мест в развитии растениеводческого бизнеса Украины являются люди, которые в нем не работают. Повторю. Которые в нем не работают. Я имею в виду людей, которые выбирают альтернативные сценарии своего развития.

Какие альтернативные сценарии являются основными конкурентами для отрасли на сегодняшний день?

Средний возраст сотрудников в сельском хозяйстве составляет примерно 45-50 лет. Большая часть людей живет в сельской местности. Для квалифицированных специалистов главным альтернативным сценарием является выезд на заработки в Польшу или другие страны Восточной Европы. Для молодежи — переезд в город и попытка зацепиться там. Мало кто остается строить карьеру в агробизнесе. А из тех, кто таки остается, выбирать компаниям особо не приходится.

На выходе у бизнеса остается 4 варианта действий для обеспечения себя качественными человеческими ресурсами:

  • удерживать своих ключевых сотрудников;
  • переманивать сотрудников у других предприятий отрасли (от чего «bottleneck» рынка меньше не становится);
  • нанимать специалистов из других отраслей и обучать их;
  • «пылесосить» студентов из аграрных вузов (хотя в большинстве своем — это те, кто не прошел в другие вузы).

Одна из главных проблем в том, что на рынке есть всего несколько десятков компаний, которые относительно профессионально подходят к управлению человеческим капиталом. Остальные же участники в своем большинстве имеют:

  • фиолетовую, красную или синюю культуру управления (читайте Спиральную динамику);
  • нерелевантную мотивационную политику;
  • отсутствующую политику развития персонала;
  • как результат — некомпетентных и незаинтересованных людей, которые делают бизнес (в т.ч. отвечающих за HR функцию).

Исходя из этого, мало компаний способны самостоятельно решать кадровый вопрос. Они не способны продать себя как работодателя на рынке труда. Они делегируют эту задачу государству в масштабах отрасли. Но тут проявляется другая ключевая проблема — аграрные вузы готовят сырой полуфабрикат, над которым нужно еще хорошо потрудиться, чтобы получить готовый для бизнеса продукт.

На первый взгляд кажется, что ты попал в замкнутый круг. На самом деле есть варианты решения этой задачи, но ни один из них не является быстрым. Необходимо:

  • реформировать систему обучения студентов в аграрных вузах, сделать ее современной, сфокусированной на технологиях и практических аспектах ведения бизнеса;
  • запустить механизмы переквалификации специалистов из других секторов;
  • заполнить образовательную нишу коммерческими и грантовыми проектами;
  • делать системное промо современного сельского хозяйства.

Мы не поменяем отрасль и не выведем ее на новый уровень теми ресурсами, что сейчас в ней работают. Главный челлендж — привлечь в агробизнес тех, кто выбирает альтернативные сценарии. Тех, кто в нем не работает.

А пока получается так, что — «кто технологии внедрял, тот в цирке не смеется».

Артем Беленков, директор компании SmartFarming

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.