Богатые села и мораторий на сельхозземли — вещи несовместимые

17 января 2019, 06:30 5260
Олег Нивьевский

В Украине сложилась довольно интересная ситуация: на фоне успехов все более мощного и прибыльного украинского агробизнеса разговоры о том, что «село гине», набирают новые обороты. Как ни парадоксально, но одной из основополагающих причин такой ситуации является существование моратория на куплю-продажу земель сельхозназначения.

В этом блоге я буду говорить только о наполнении бюджетов сельских общин как источнике финансирования развития сел. Бюджеты сельских общин сейчас очень зависят от трансфертов из Государственного бюджета — в среднем на 60-80%. В структуре же собственных бюджетных доходов налоги являются основным источником, и для большинства общин земля является едва ли не главным объектом налогообложения.

Для различных видов земельных налогов (земельный налог, единый налог 4-й группы) и платежей (арендная плата за государственные и коммунальные земли) базой налогообложения является нормативная денежная оценка (далее НДО), которая искусственно рассчитывается по определенной методике. Не вдаваясь в тонкости расчета НДО (см. некоторые детали здесь), стоит лишь отметить, что:

1) НДО не имеет ничего общего с рыночной ценой;

2) существование НДО обязано лишь мораторию на куплю-продажу сельхозземель.

В рыночной экономике основным фактором, который формирует стоимость земель сельхозназначения, является доходность агробизнеса на этой земле, а следовательно в нормальных рыночных условиях можно ожидать синхронного движения цен на землю и доходов в агробизнесе. В Украине (рис. 1) темпы роста НДО существенно отстают от темпов роста доходности аграрного сектора. Динамика же реальных показателей (т.е. без влияния инфляции) еще более впечатляющая. Несмотря на реальный рост аграрного сектора в течение прошлых 20 лет на 50%, реальная НДО уменьшилась почти на 70%! (рис. 2). Иными словами, «покупательная способность» сельских общин и, соответственно, их способность к финансированию своего развития за эти годы существенно уменьшилась и продолжает уменьшаться.

Существует вопиющая несправедливость распределения выгоды от земли между агропроизводителями и селом. И это является большой проблемой в свете реформы децентрализации, которая сейчас происходит, поскольку сельские общины получают значительные полномочия и обязанности, а собственные реальные ресурсы для выполнения этих полномочий и обязанностей не только не растут, а наоборот — уменьшаются.

Выходом из этой ситуации (если выносить за скобки тему справедливости существующей системы налогообложения аграриев) является введение налогообложения на основе массовой оценки земель. Для этого нужно отменять мораторий, поскольку массовую оценку следует проводить на основе реальных рыночных цен. Это позволит определять налоговые обязательства аграриев и владельцев паев на основе реальных рыночных цен, что, в свою очередь, должно значительно увеличить доходы сельских общин, что позволит улучшить условия жизни на селе и в итоге сбалансирует интересы сельских общин и аграриев. То есть, как ни крути, а опять же приходим к необходимости отменять мораторий.

Олег Нивьевский, Киевская школа экономики

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.