Считаю данную мысль реально грандиозной для Украины. Особенно для сельской местности, где предприниматель все еще рассматривается априори как спекулянт и вор. И где сельское хозяйство до сегодняшнего дня является основным работодателем. Поскольку для данной инициативы нужно понимать статус-кво, я с того времени часто задаю себе вопросы: кто такой украинский агропредприниматель? Можно ли и как заразить вирусом предпринимательства сельских жителей?
После долгих раздумий пришел к выводу, что у нас существует четыре класса агробизнесменов.
Первый класс, он же самый успешный и самый распространенный, — это класс «присосок». Данный вид предпринимателей существует только благодаря коррупционным схемам разного типа и масштаба. Те, которые поменьше, уже 25 лет успешно сосут из госструктур, а которые побольше — стабильно их доят. Спектр деятельности «агроприсосок» достаточно обширен: начиная от обработки земель Национальной академии аграрных наук и заканчивая махинациями с вагонами «Укрзализныци» и контрактами ГПЗКУ. «Присоски»-бизнесмены зачастую или сами во власти, или же делегировали туда своих родственников, друзей, кумовей и так далее. Насколько они эффективны в рыночных условиях, достаточно сложно сказать, поскольку они там никогда не работали.
Второй класс можно охарактеризовать как «агрогерои». В большинстве случаев это руководители бывших советских колхозов и совхозов, которым удалось удержать бизнес на протяжении многих лет, несмотря на все кризисы и агрополитические катаклизмы. Для этих людей агробизнес — стиль жизни. Это их все. Это как в моем селе на Черниговщине весной все должны посадить картошку, дабы не гулял ни один клочок земли, а осенью — собрать урожай, не просчитывая при этом экономическую составляющую данного процесса и не понимая, что с этой картошкой потом делать. «Агрогероев» доят все: госорганы, поставщики средств производства, трейдеры и их же сотрудники. Тем не менее, они остаются на плаву и выдерживают конкуренцию благодаря неимоверной работоспособности и опыту работы в секторе.
Третий класс составляют «крикуны». Отличительная черта данного типа агропредпринимателей — это громко и с псевдопатриотичным запалом сказать, что все вокруг идиоты и дилетанты, государство не помогает и «ганьба» всему. А вообще они не перестают заявлять, что «село гине» и они единственные, кто его в состоянии спасти. Потом садятся в «Ленд Крузер» и гордо надув щеки едут домой, по дороге заехав в ресторан и со знаниями далеко не любителя, дегустируют заморские напитки. «Агрокрикуны» доят, люто ненавидя, в основном ресурсы близлежащих крупных агропроизводителей и надувают государство, работая в черную.
Четвертый класс составляют «агромечтатели». Новый тип предпринимателей, которые верят в будущее сектора и страны, вкладывают деньги в новые проекты и постоянно живут и думают как предприниматели. «Агромечтателей» можно определить по глазам и по словам. Они живут своим делом. Таких «агромечтателей» не встретишь на партийных собраниях или же агромайданах, они постоянно в поиске идей, решений, инноваций и денег. Владельцы небольших магазинов в селе или же трактора, оказывающего услуги односельчанам, продавцы запчастей и агрохимии, мелкие фермеры и крупные агрокомпании — перечень данных предпринимателей может быть длинным. Очень радует, что они есть и что их все больше и больше. Значит, наверное, украинское село действительно можно заразить вирусом предпринимательства.
Теперь только надо подумать, как. Но об этом поразмышляю в следующем блоге.
Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.