Что принесет принципиальные изменения в сельской политике Украины

31 августа 2017, 11:54 4238

Хорошо обоснованная политика сельского развития позволяет местным властям создавать условия, которые будут привлекательными для новых работодателей, инвесторов и, что самое важное, для молодых людей, которые получат стимулы оставаться работать в этих общинах, обустраиваться там вместе со своими семьями.

Развитие сельских общин в первую очередь зависит от двух активов — их земли и населения. Местным органам власти трудно принимать правильные решения, если у них нет уверенности в том, каким образом будет использоваться и продаваться земля, как будут регулироваться связанные с ней вопросы.

Не менее важным является еще один аспект. Местные органы власти нуждаются в стабильной и понятной доходной базе. Ее обеспечивают результаты труда людей, а также земельные ресурсы. Пока вопрос земельных ресурсов остается неурегулированным, ожидаемой устойчивой доходной базы не будет.

Многих людей пугают предлагаемые изменения, и их можно понять. Они не знают, каких результатов ожидать, поэтому предпочитают ничего не делать. Но дальнейшее развитие Украины требует, чтобы один из крупнейших ее активов — земля — был вполне доступным для экономики. Пока такого еще нет.

Чтобы земельный рынок заработал, нужно обеспечить всех его участников полной информацией. Необходимо, чтобы было большое количество покупателей и продавцов, а также нужна полная прозрачность в работе этого рынка.

Для того чтобы было много покупателей, необходима эффективная финансовая система, которая бы дала возможность людям обладать средствами на приобретение земли. Прозрачность рынка позволит нынешним владельцам земли знать, получат они хорошую цену за землю.

Если земельный рынок будет создан с такими условиями, если его механизмы будут отработаны тщательно и ответственно, он не будет отпугивать потенциальных продавцов и покупателей.

Чтобы ускорить внедрение новой политики сельского развития, украинское правительство должно сделать ряд шагов.

Назову три первых шаги. Прежде всего, речь идет о развитии надежного и эффективного рынка земли.

Второй шаг — это надежный и эффективный финансовый рынок. Он должен быть доступным не только тем, кто желает купить землю сельскохозяйственного назначения и работать на ней, но и местным органам власти, чтобы они могли делать стратегические инвестиции. Ведь хорошо известно, что для получения доходов необходимо вложить предыдущие инвестиции, на пустом месте ничего не будет.

А третьим шагом должно быть установление четкого, сбалансированного и справедливого соответствия между обязанностями сельских или местных советов и источниками поступлений. Механизм не заработает, если, скажем, обязанности будут слишком большими, а поступления — малыми.

Томас Джонс, профессор экономики сельского хозяйства Университета Фрэнка Миллера и Школы международных отношений Университета Миссури (США)


AgroPortal.ua по материалам Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам