В итоге такая система приведет к ситуации, когда земельную ренту будет получать какое-то число землевладельцев, а не все граждане согласно задекларированному в статье 13 Конституции Украины: «Земля, ее недра... являются объектами права собственности Украинского народа». И главное — закрепится экспортноориентированный сырьевой характер хозяйствования с выращиванием монокультур и негибкой системой оборота земельных участков (паев).
В этой связи всплывают в памяти шевченковские строки:
Малого сліду не покину
На нашій славній Україні,
На нашій — не своїй землі.
Действительно, стремительно исчезаем...
Видится принципиально иной вариант: распаевание без выделения в натуре с выдачей сертификата каждому гражданину и с гарантированным начислением ежегодной ренты. Реализация этого требует проведения регулярных переписей населения и инвентаризаций земельных ресурсов.
Преимущества такого варианта землевладения заключаются в мотивации граждан к:
- поиску эффективного землепользователя (чтобы получать как можно большую ренту);
- непосредственному формированию бюджетов всех уровней из рентных доходов граждан;
- уважению гражданства, лояльности к государству;
- заботе о своем здоровье, вниманию к родителям и родным (со смертью гражданина сертификат аннулируется);
- деторождению (потому что они будут иметь гарантированный доход);
- охране окружающей среды (потому что каждый метр квадратный земли является твоим).
Экономическая целесообразность такого землеустройства заключается также в реальности привлечения средств иностранных субъектов, от которых уже сейчас немало заявок на аренду земли. Например, такие средства нужны для создания льноводческого кластера, без которого отрасль невозможно возродить. Выращивание льна-долгунца, его первичная переработка, дальнейшее производство промежуточных материалов, выпуск конечных товаров, — а только такой комплекс может обеспечить конкурентоспособность отрасли — требуют огромных инвестиций в новейшую технику, технологии, инфраструктуру, что при существующей системе землепользования является проблематичным.
И, напротив, предлагаемая система землевладения мотивирует граждан к формированию эффективных органов государственного управления в целом и, в частности, в области государственного землеустройства всех земель, а не только сельскохозяйственных. В результате государство сможет гарантировать ведение хозяйствования на земле любым пользователям, отечественным и иностранным, на конкурентных началах. А это, в свою очередь, будет побуждать претендентов на приобретение такого права к дальнейшему эффективному хозяйствованию в его высших организационных формах, в том числе кластерных. Они, как известно, в первую очередь направлены на развитие внутреннего рынка.
Таким образом, предлагаемая философия землепользования предусматривает:
- общенародную (государственную) собственность, то есть выплату компенсации нынешним владельцам паев;
- гарантирование получения ренты каждым гражданином;
- прозрачный рыночный механизм приобретения права землепользования для резидентов любых организационно-правовых форм (от семейного фермерства до агрохолдинга);
- доступ к приобретению права землепользования нерезидентам;
- гарантирование прав землепользователей.
Поскольку проблематика общенародной собственности и функционирования власти тесно повязаны, предлагаемое предусматривает изменение властной парадигмы с преодолением всех существующих недостатков: отчужденности народа от землевладения и от власти, безответственности власти, сращивания власти с бизнесом, коррупции, отсутствия независимой судебной ветви власти.
Следовательно, должна быть коренным образом изменена избирательная система в сторону профессионализации работы депутатов всех уровней.
Николай Шкурко, генеральный директор ООО «Просветительская производственно-коммерческая фирма «Сяйво», председатель Совета директоров Общественного союза «Ассоциация развития льноводства и коноплеводства Украины»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.