Экспорт в Европейский Союз: окна возможностей

25 апреля 2016, 11:15 3603
Ольга Трофимцева

Пока наш проект постепенно разворачивает свою деятельность, выходя из фазы обустройства и организационного хаоса, хотела бы рассказать о первых наработках и поделиться инсайдом, что может быть полезным для наших игроков аграрного рынка.

О необходимости

Несмотря на то, что наш сайт и физический центр поддержки экспорта в ЕС (экспортный хелпдеск) еще в разработке, запросы от украинских и немецких компаний поступают регулярно через другие каналы. Анализируя эти запросы, на сегодняшний день можно выделить такие ТОП-3 потребности в двустороннем аграрном сотрудничестве:

1. Безусловное первое место — это поиск партнеров. То есть классическая B2B-информация. Со стороны Германии такие запросы касаются потенциальных производителей и поставщиков органической продукции (растительной) и меда. Основные требования: надежность, адекватность и порядочность. Но не только. Лаборатории контроля качества ищут партнеров (партнеры, найдитесь!), покупатели ищут различную продукцию, компании по внедрению технологий в области биогаза или применения силоса ищут партнеров. Но: требования см. выше. С украинской стороны наши фермеры также часто ищут партнеров в ФРГ, чтобы быть как можно ближе к конечному потребителю. Здесь, к сожалению, приходится начинать разговор с азов: а готово ли ваше предприятие к экспорту вообще, а какие стандарты у вас уже внедрены и т.д. Потому часто средние и малые производители имеют искаженное представление о самом процессе выхода на внешний рынок.

2. Информация о процессах сертификации: что нужно, а что нет, как сделать и сколько это стоит. Даже в более широком смысле, информация о пошаговом выходе на рынок ЕС: где посмотреть код своего товара, по какому стандарту сертифицировать свое производство и т.д. Поэтому я очень рада, что наше Министерство аграрной политики и продовольствия запускает серию семинаров по системе HACCP в регионах. Это очень важный шаг.

3. Информация Европейской комиссии и других европейских органов управления по различным аспектам аграрной торговли и вообще функционированию аграрных рынков на украинском языке. Конечно, моя апелляция в отношении компаний искать для экспортных операций молодых специалистов с английским языком остается в силе. Но я прекрасно понимаю, что в краткосрочной перспективе нам действительно нужно больше переводов доступных источников по различным нюансам регулирования импорта в ЕС и не только. Нам нужно делать доступными те основы, которыми пользуется весь мир в пищевой отрасли.

О возможности

В рамках базового исследования для нашего проекта нашими партнерами был проведен не только анализ рынка, но и интервью по регионам страны с целью получить как можно более полную информацию о нашем экспортном потенциале с фокусом на страны ЕС. Респондентами опроса стали различные специалисты аграрного сектора из почти всех регионов Украины: представители областных управлений сельского хозяйства, региональных ТПП или определенных информационных агентств.

Первый интересный вывод из этого исследования: большинство респондентов понимает важность развития производства нишевых культур в Украине. К таким нишевым культурам и продуктам, которые имеют наибольший экспортный потенциал в ЕС согласно результатам рыночного анализа, мы относим:

— фрукты и овощи, а также продукты их переработки (например, детские пюре на овощной базе);

— ягоды;

— органические и био-культуры и продукты из них (не только кукуруза или другие трендовые зерновые, а именно нишевые конопля или лен);

— так называемые «здоровые» продукты: семена льна, отруби, хлопья т.д .;

— орехи;

— бобовые культуры.

Здесь я хотела бы особо отметить, что важность этих нишевых культур обусловлена не только высоким экспортным потенциалом, но и тем, что нам нужно возвращаться к нормальным севооборотам, чтобы не потерять наш самый ценный капитал — плодородную землю. Кроме того, такие нишевые культуры являются очень привлекательным именно для средних и малых производителей и требуют относительно невысоких инвестиций. При этом узкими местами при их выращивании является нехватка специалистов (агрономов по выращиванию конопли или технологов по переработке), важность соблюдения технологий выращивания, отсутствие серьезных внутренних рынков для некоторых видов продукции из-за бедности населения и низкую покупательную способность (то есть повышенный риск возлагается только на экспорт) и потребность в четкой логистике. Ну и еще одной серьезной преградой развития данного сегмента является, по моему убеждению, отсутствие понимания необходимости идти в направлении создания хабов по производству-переработки-хранения продукции. Это показало и наше исследование: мало кто из респондентов опроса вспомнил о важности создания таких кластеров (например, на кооперативной основе) в регионах. Именно это даст возможность создавать дополнительную стоимость в стране и постепенно формировать себя как экспортера готового продовольствия, а не сырья (плюс, создавать рабочие места и способствовать развитию сельских территорий)

При этом, должна отметить, подавляющее большинство наших респондентов в регионах выразила уверенность в том, что нишевые продукты имеют большой потенциал в будущем, но для этого должны работать несколько факторов, такие как кооперация малых и средних производителей с целью формирования товарных партий, систематическая поддержка государства и развитие внутреннего рынка (а значит, повышение покупательной способности населения).

Порадовал тот факт, что респонденты сдержанно вспоминали о поддержке государства: то есть приходит понимание, что надеяться на то, что кто-то сделает львиную долю работы, принесет, инвестирует, приведет за руку к покупателю, отступает. От государства все более требуют не мешать и системно поддерживать в информации и предоставлении стабильных рамочных условий хотя бы на среднесрочную перспективу.

Что дальше

А дальше — нужно работать всем вместе над тем, чтобы разговоры о нашем невероятном потенциале в аграрной и пищевой отрасли воплотились в реальность. Нам, как проекту, — через распространение и перевод необходимой информации и консультирование наших предприятий. Государству — через формирование системной поддержки сектора без постоянного вмешательства и без коррупционных схем. Производителям — через тяжелую и не очень приятную смену менталитета, самовоспитание и обучение у более успешных, а еще — через кооперацию.

Ну и всем вместе — через формирование положительного имиджа made in Ukraine, через готовность к жесткой (и не всегда честной) конкуренции и кропотливый труд по завоеванию новых рынков (или их созданию).

Ольга Трофимцева, руководитель проекта «Консультирование Украины по вопросам аграрной торговли в рамках Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕС и Украиной»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.