ГМО. Выбор за нами

16 февраля 2016, 09:06 2569
Дмитрий Александров

Проблема обращения ГМО-продукции обсуждается не один десяток лет, разделив общество на две противоборствующие стороны: тех, кто считает, что ее можно выращивать, и их противников.

Кто из них прав? На этот вопрос однозначного ответа нет, по крайней мере, пока. Каждая из сторон предъявляет свои аргументы. Пока не будет доказана безопасность такой продукции для окружающей среды и человека, от ее использования необходимо отказаться.

В мире под сельхозугодиями с ГМО занято 170 млн га, и менее 1% приходится в ЕС. В отличие от США, где ГМ-продукты уже составляют большинство, отношение к ГМО в странах ЕС является отрицательным. В недавнем прошлом в Германии бурный протест общественности вызвало разрешение EFSA, выданное концерну BASF в 2010 г. на посадку ГМ картофеля для производства бумаги и стройматериалов на 20 га выделенной земли, хотя разрешение было выдано после 14-летней процедуры проверки Министерства сельского хозяйства.

Ряд стран ЕС достигли через международный суд права запретить производство ГМ-продукции на своей территории. Бурные протесты общественности привели к тому, что начиная с весны 2015 каждая страна Европейского Союза имеет возможность решить, будет ли она выращивать генетически модифицированные организмы (ГМО).

В настоящее время на территории ЕС разрешается выращивать только генетически модифицированную кукурузу, которую производят в пяти странах ЕС в Чехии, Словакии, Испании, Португалии и Румынии. В Германии, Франции, Италии, Австрии, Греции, Люксембурге, Польше, Венгрии и Болгарии запрещено выращивание ГМО кукурузы.

При этом необходимо отметить, что Европейская служба защиты продовольствия определила, что эти запреты не являются научно обоснованными. В некоторых странах суды решили отменить запреты.

А как же обстоит дело с ГМО в Украине?

Еще с 31 мая 2007 года действует Закон Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов», которым в целом урегулированы отношения между органами исполнительной власти, производителями и остальными участниками этого рынка.

Согласно Закону, генетически модифицированные организмы (ГМО), должны соответствовать требованиям биологической и генетической безопасности при условии соблюдения предусмотренной технологии использования.

В свою очередь отсутствие ответственности за нарушение требований Закона влечет за собой оборот сельскохозяйственной продукции, произведенной с применением ГМО без их государственной регистрации.

По данным Всеукраинской экологической лиги, в Украине выращивается почти 80% генетически модифицированной сои. При этом необходимо учитывать, что негативное влияние указанной продукции на население и окружающую среду неизвестно.

Законодательство Украины относительно обращения с ГМО отвечает требованиям законодательства ЕС, несмотря на этот факт уполномоченные органы государственного надзора при выявлении нарушений Закона, не могут существенно повлиять на их устранение по причине того, что размеры полученных доходов, в сотни раз превышают размеры штрафных санкций.

Сейчас на рассмотрении Верховной Рады Украины находится проект Закона Украины от 10.11.2015 № 3446 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета использования генетически модифицированных организмов», которым предлагается запретить любое использование ГМО-продукции в Украине.

Однако, учитывая требования недавно принятых изменений в Закон Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов» полный запрет ГМО-продукции в Украине маловероятен.

Кроме этого, при наличии указанных позиций Совета ЕС и действующего законодательства Украины, запретить оборот и использование ГМО-продукции путем подачи иска в суд, как национальной так и общеевропейской юрисдикции представляется маловероятным.

Подводя итоги, необходимо сделать акцент на минимизации негативных последствий, которые могут возникнуть между операторами рынка обращения с ГМО и потребителями, путем усиления ответственности за нарушение законодательства.

Это могут быть соответствующие изменения, которые необходимо внести в Уголовный кодекс Украины, КУоАП и другие нормативные акты ужесточающие ответственность должностных лиц субъектов хозяйственной деятельности и самых юридических лиц, за правонарушения, возникшие при создании, испытании, транспортировке и использовании ГМ-продукции.

Дмитрий Александров, управляющий партнер ALEXANDROV&PARTNERS

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.