Однако, несмотря на растущие показатели объемов экспорта зерновых из Украины и увеличения доли зерновых грузов в структуре железнодорожных перевозок, национальный оператор не спешит искать возможности для инвестиций в модернизацию имеющегося парка вагонов-зерновозов, оставляя вопрос открытым.
Текущий сезон 2016/2017 года стартовал с резким увеличением нагрузки на всю систему железнодорожного транспорта по ряду причин. Публично признав проблематику дефицита вагонов-зерновозов, УЗ не дает решения проблем, а лишь констатирует свои проблемы в цифрах на текущий сезон.
«Потребность в перевозках грузов в Украине значительно превышает возможности железных дорог для имеющегося парка подвижного состава. Ежесуточно под зерновые грузы нагружается около 2 тыс. зерновозов, а потребность составляет 2,5-3 тыс. вагонов», — сообщила пресс-служба ПАО «Укрзализныця». Также в «Укрзализныце» напомнили, что парк зерновозов в 2016 г. остался на уровне 2015 г. и составляет более 13 тыс. ед., из которых более 10 тыс. принадлежит УЗ, остальные другим владельцам.
При этом специалисты УЗ отмечают, что в условиях работы железных дорог в плановом режиме имеющегося грузового парка зерновозов вполне достаточно для обеспечения грузоперевозок в объеме 2,5 млн т грузов ежемесячно. Однако в период интенсивных нагрузок, в частности при перевозках зерна нового урожая, вследствие неравномерности спроса на подвижной состав может создаваться дефицит вагонов.
При этом закупать новые вагоны-зерновозы УЗ не торопится. Как и ранее, акцент делается на приобретении полувагонов. Согласно последним данным, в 2017 году УЗ планирует закупить 3,6 тыс. полувагонов на средства Европейского банка реконструкции и развития. Вообще, в 2017-м планируется пополнить парк УЗ на 6,6 тыс. полувагонов.
Таким образом, проблема инвестирования в создание нового, модернизированного парка вагонов-зерновозов больше ложится на плечи транспортно-экспедиторских компаний. Крупные аграрные компании больше сфокусированы на процессе зернопроизводства и в настоящее время считают более целесообразным передать транспортировку своих грузов на аутсорсинг специализированным компаниям-перевозчикам.
Создание парка частных вагонов на базе транспортно-экспедиторских компаний является вполне логичным. Экспедиторские компании, знающие систему перевозок изнутри, могут наиболее эффективно организовать процесс перевозки — для любого заказчика, от разовой доставки до системных решений в обслуживании. Возникает вопрос: а имеет ли транспортно-экспедиторская компания возможность самостоятельно инвестировать в создание собственного парка зерновозов?
В текущих экономических условиях в Украине сложилась практика минимальных комиссий в рамках тендеров, проводимых крупными грузоотправителями. Экспедиторы соглашаются на работу по низким ставкам и получают низкую маржу доходности от выполнения обширного комплекса работ. При этом, высокие собственные затраты и низкая доходность бизнеса не создают условий для инвестиций в создание собственного парка вагонов.
Однако операторы рынка указывают, что несмотря на текущие трудные экономические условия в Украине и сложные условия бизнес-среды по перевозке зерновых грузов железнодорожным транспортом, они ищут возможности все-таки решить вопрос дефицита вагонов-зерновозов. Некоторые компании уже сейчас самостоятельно находят возможности для привлечения инвестиций в создание собственного парка вагонов-зерновозов.
Таким образом, вопрос инвестирования в создание собственного парка вагонов-зерновозов уже становится необходимостью для операторов рынка, в первую очередь — для транспортно-экспедиторских компаний.
Для них строительство собственного парка подвижного состава является залогом успешного функционирования на рынке и повышения конкурентных преимуществ, при возможности обеспечения четких и понятных планов транспортировки грузов железнодорожным транспортом в Украине.
Олег Бурлаченко, генеральный директор ООО «ТЭП Вертикаль»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.