Времена, когда тракторный керосин могли использовать как СЗР, уже давно прошли. Сегодняшняя агрохимия — это сложная отрасль, которая по уровню энергетических и финансовых затрат не уступает фармацевтике. Крупнейшие производители химии, которая используется в сельском хозяйстве, тратят десятки лет и сотни миллионов евро на создание нового вида продукции. Поэтому ЕС настаивает, чтобы Украина усилила контроль обращения СЗР на рынке.
Практически весь объем СЗР Украина завозит, а следовательно контролировать их импорт должно быть легче, чем нелегальное производство внутри страны. Но в основном этот товар превращается в контрафакт уже на территории Украины. Часто действующее вещество завозят вполне законно, есть примеры, когда оно попадает на территорию нашего государства под другим кодом, а формуляцией уже занимаются на месте. Поэтому для эффективного контроля придется вспомнить о рыночном контроле и надзоре, и более эффективно применять предложенную международными организациями систему. Однако не все так просто.
Почему используют контрафакт? Потому что он дешевле. Действующее вещество в нем фактически то же, поэтому производители ожидают и такого же эффекта в защите растений. На выходе аграрии получают сельхозпродукцию двух видов: с содержанием вредных веществ допустимого уровня и урожай, не соответствующий необходимым качественным характеристикам. Причем все зерно, независимо от содержания вредных веществ, едет на границу в одном вагоне, или в порт, или в ОЭЗ. И это влияет на качество конечной продукции.
В конце концов, когда продукция попадает в порт, ее могут и не проверять на содержание вредных веществ. Однако, когда она прибывает на европейский рынок или в азиатские страны, существует вероятность обнаружения несоответствия требованиям качества стран импорта из-за их внимательного и осторожного отношение к безопасности потребителей, и как следствие — компании или даже страны-импортеры довольно спокойно возвращают целые корабли с продукцией из Украины.
Что в этой ситуации необходимо сделать Украине? Пути решения проблемы заключаются в применении системного подхода, с одновременным совершенствованием законодательной базы в части регистрации пестицидов, контролю за их учетом, применением полноценного профиля риска при таможенном контроле, организации сертифицированных складов и утилизации конфискованной продукции, а также улучшении доступа агропроизводителей к оригинальной продукции и информирования о подделках. Именно эти задачи и ставит перед собой недавно созданный при УКАБ Центр противодействия контрафакта.
Конечно, в первую очередь, стоит навести порядок в законодательстве и усилить контроль на таможне, о чем уже объявили в Минагропроде. Крайне необходимо внести изменения в действующее законодательство, так как на сегодняшний день есть ряд пробелов в сфере контроля и регистрации брендов. Второе направление — работа с таможенными органами. Обновить лаборатории на таможне, разработать соответствующие профили рисков и провести обучение. В частности, в этом направлении уже инициируется ЕвроПолом создания отдельного проекта ТАІЕХ.
Ресурсы аграриев ограничены, и часто основным фактором выбора в пользу контрафактной продукции является его дешевизна. Здесь ответом на вызов могут стать программы финансовой поддержки аграриев, которые путем привлечения компаний поставщиков, могут стать эффективным инструментом опосредованной борьбы с контрафактом.
Александр Жемойда, исполнительный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.