Как создать «украинское чудо»

02 ноября 2018, 06:00 3166
Николай Шкурко

Украина приблизилась к пику валютных поступлений от экспорта сельскохозяйственной продукции, и ожидать существенного роста экспорта в стоимостном измерении не приходится, а это грозит экономике.

Мировой рынок сельхозсырья достиг насыщения, о чем свидетельствует понижение цен на основные товарные позиции. Структура посевных площадей в Украине ориентирована именно на такой сырьевой экспорт, который составляет до 40% от его общего объема.

Выход есть в решительной смене структуры агропроизводства, чего можно достичь только рыночным способом. Любая реформа, тем более радикальная, требует значительных средств. Внутри страны таковых нет, одолжить невозможно. Можно с уверенностью утверждать, что не существует альтернативы доступа мирового инвестора к рынку землепользования в Украине. Ведь только состоятельный инвестор знает самую эффективную нишу в сельхозпроизводстве, он заинтересован в дальнейшей переработке сырья в продукцию с высоким показателем дополнительной стоимости и востребованности ее на мировом рынке по высокой цене, чтобы победить конкурентов в доступе к украинской земле. То есть речь идет об инвестировании в первую очередь в наш главный производственный ресурс — землю, а в более широком смысле — в экономику страны с созданием высокотехнологичных производств, развитием инженерной инфраструктуры, логистики.

Конечно, пусть отечественный инвестор конкурирует с зарубежным за право землепользования, поскольку процесс должен иметь восходящую динамику с циклом в 7-10 лет относительно пересмотра ставки ренты. Такой прогресс обеспечит ценовая конкуренция, победителем в которой будет тот, кто предложит за аренду земельного участка самую высокую цену, а она будет определяться более высоким, чем у конкурентов, уровнем эффективности ее использования в условиях охраны почв и окружающей среды.

В то же время земельная реформа должна превратиться в технологическую реформу, которая призвана обеспечить переход экономики Украины к современным технологическим укладам третьей и четвертой промышленных революций.

Это опять же прерогатива государства относительно формирования благоприятного инвестиционного климата и прозрачных и однозначных регламентов природопользования по типу европейских. Примером такого подхода станет, среди прочего, введение налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль.

В этой связи следует определиться с местом фермерства, к которому одни аналитики относятся скептически, другие — наоборот видят в нем аграрное будущее страны.

Ведь отечественное фермерство имеет экономико-социальное значение, призванное не только заполнить высокоэффективные товарные ниши, но и обеспечить рабочими местами рынок труда в глубинке.

А без развития внутреннего рынка не стоит надеяться на экономический рост. Для этого нужно стимулировать улучшение двух ключевых факторов — демографического и покупательского.

Выдача сертификата (совладения всего капитала нации, в том числе почв) каждому гражданину (всем новорожденным также) — с началом свершения реформы с гарантированным начислением ежегодной ренты будет мотивировать граждан к:

  • поиску не только эффективного землепользователя (чтобы получать как можно большую ренту), но и заботливого хозяина, который полностью будет придерживаться национальных регламентов и стандартов рационального природопользования;
  • непосредственному формированию бюджета Национального земельного учреждения (всех уровней) из рентных доходов в пользу граждан;
  • уважению гражданства, лояльности к государству;
  • заботе о своем здоровье, о родителях и родных (со смертью гражданина сертификат аннулируется);
  • деторождению (они будут иметь гарантированный доход);
  • охране окружающей среды (потому что каждый квадратный метр земли является твоим).

Поэтому с самого начала свершения земельной реформы нужно законодательно гарантировать получение каждым гражданином части земельной ренты.

Предлагаемая система землепользования будет мотивировать граждан к формированию эффективных органов государственного управления в целом и, в частности, в отрасли государственного землеустройства.

Четыре десятилетия назад Китай привлек иностранные инвестиции под его главный производственный ресурс — дешевую рабочую силу, а также колоссальный рынок потребления. С тех пор страна поднялась из нищеты до первой экономики мира с богатым населением. Украине нужно гораздо меньше инвестиций и времени, чтобы осуществить подобный прыжок. За 5-10 лет мы можем стать ведущей страной Восточной Европы, если откроем миру рынок аренды сельскохозяйственных участков. Первые электронные торги прав аренды земельных участков показали перспективность именно такого варианта землепользования.

По результатам аукциона была достигнута средняя годовая арендная плата в размере 34,3%, что более чем в 4 раза превышает стартовую. Дороже всего в ходе торгов было продано право аренды земельного участка на территории Новгород-Северского района Черниговской области (периферия!) площадью 13 га, где стартовая цена поднялась до 70,73% от нормативной денежной оценки и составила 157,79 тыс. грн. Что требуется от власти дальше, так это закрепления законодательно этого процесса и защиты со стороны исполнительных органов прав землепользователей — как раз того, что называется благоприятным бизнес-климатом, благодаря чему и произошло «китайское чудо».

Николай Шкурко, председатель Совета директоров Общественного союза «Ассоциация развития льноводства и коноплеводства Украины»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.