Одной из важных причин, с которой можно и нужно работать, чтобы избежать или минимизировать такие риски, является некорректная взаимная оценка ценностей компании и своих личных ценностей, что приводит к серьезным разногласиям. Предлагаю несколько рекомендаций о том, как кандидату на топовую позицию правильно оценить ценности компании.
Перед тем, как приступить непосредственно к оценке ценностей, давайте выберем из множества определений то, что мы все-таки имеем в виду, говоря об их совпадении или несовпадении.
Ценность — это внутренние правила и фильтры, ментальные установки, лежащие в основе принятие решений и поведения. То есть некие убеждения, которые сформированы культурологически и (если говорить о бизнесе и предприятиях) формируют культурный код компании. Проще говоря, мы говорим о культуре поощряемого поведения в компании.
Например: Хорошо помогать людям. Это ценность. Придумывать новые идеи — это ценно. Или ничего не придумывать, а выполнять прямые указания — это тоже правильно в какой-то компании.
Ценности реализуются на уровне поведения — личности или компании в целом. И здесь мы, как правило, сталкиваемся с основной серьезной проблемой — компании декларируют одно (они хотят, чтобы так было), а на самом деле внутри происходит другое. Иногда прямо противоположное.
Когда компания начинает описывать свои ценности — это первый отличный шаг к изменениям. Описание культуры происходит через желаемое поведение сотрудников. Какими ценностями, должны обладать сотрудники, чтобы культура компании была такой? И если предприятие с этим глубоко работает, то декларируемые ценности — рабочие, они являются очень серьезным фильтром на входе при оценке всех сотрудников, а особенно — топов. В этих кейсах все просто — Вас оценят по ценностям обязательно, скорее всего, сделают это правильно и дадут Вам обратную связь: ваша система ценностей вписывается в корпоративную культуру или нет. И будем благодарны таким подходам, так как профессиональные HR оценят эту важнейшую составляющую за вас.
К сожалению, существует много предприятий, у которых ценности просто задекларированы и живут своей жизнью, а сотрудники — своей. А еще больше компаний, у которых и эта декларация отсутствует.
Поэтому, условно можно выделить три вида компаний:
В первом случае — все просто, вас оценят за Вас. Важно не давать социально ожидаемые ответы, это рано или поздно может сыграть против. Стоит быть честным в ответах на вопросы, которые связаны с подходами к достижению целей. Например, это вопрос «Как?» В таких компаниях о ценностях говорят много и обязательно зададут вопрос — что вы знаете о наших корпоративных ценностях. Можно использовать как маркер).
Культуру компании, которые относятся ко второму и третьему условно разделенному виду, оценить сложнее и это придется делать самостоятельно. Со стороны компании процессы также будут происходить на уровне «нравится — не нравится».
Итак, как это делать?
Итак, кому какие вопросы необходимо задавать?
— какие вопросы может задать мне собственник в течение недели?
— как часто он встречается с СЕО?
— с кем он любит разговаривать в компании чаще всего?
— как часто проходят совещания в компании? И как долго?
И так на каждый важный для вас аспект необходимо продумать вопрос с просьбой привести пример:
— Кто влияет на принятие решений СЕО? И КАК?
— Каков алгоритм внедрения решений в жизнь, кто утверждает стратегию? (например, маркетинговую, — финансовую и т.д.)
— Какие бюджеты утверждаются на вашей позиции, а какие нет? Кто финально утверждает бюджет?
— На что ВЫ можете использовать деньги компании без согласования?
— Кто принимает финальное решение по кандидату на эту должность?
Если есть понимание, что есть человек в компании (собственник, или второй собственник), который де-юре не принимает решение о найме, но с которым де-факто придется коммуницировать и работать, лучше запросить встречу-знакомство.
— как он говорит и как долго
— на какой теме останавливается дольше всего и почему
— как он отзывается о бывших сотрудниках?
— какие у него личные цели и амбиции?
Риск столкнуться не со своей культурой всегда будет оставаться. Если Ваш опыт уже наполнен такими трагическими несовпадениями — вероятно, лучше не пробовать еще раз. Если Ваше резюме идеально с точки зрения стабильности, такая проба может быть интересной и риск оправдан. Более того, на этапе трансформации компании часто ищут лидера, способного изменить не только процессы, но и элементы культуры, и тогда это может быть реальным шансом стать модератором трансформационных процессов. Нет одинаковых рецептов для принятия решения, есть варианты выбора. Небольшое, некритическое несовпадение ценностей внутри организации полезно всем сторонам.
Анна Нестерчук, управляющий партнер и соучредитель рекрутинговой компании «Бизнес Актив»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.