Лизиновый путь: как Китай стал ведущим производителем лизина в мире

02 июня 2021, 07:29 3012

Сегодня в Китае насчитывается 11 поставщиков лизина и эта страна является крупнейшим его экспортёром. В 2018 году производственные мощности производителей лизина составляли 3,31 млн. т, на 54% больше, чем в 2017 (2,14 млн. т).

Таким образом, в 2018 году мощности по производству лизина были расширены на 1,17 млн. т, в т.ч. Fengyuan расширила мощности на 150 тыс. т, Dongxiao на 120 тыс. т, Fufeng на 100 тыс. т, GoldCorn на 200 тыс. т, Yipin на 300 тыс. т и Meihua на 400 тыс.  т. Итого + 1,27 млн. т.

После расширений в 2018 году доли производственных мощностей китайских производителей изменились. На первое место поднялась компания Yipin с 21% от всех мощностей, за ней следует Meihua с 20%, мощности Dacheng упали на треть.

При избытке производственных мощностей в 2018 году общий коэффициент использования оборудования на заводах оставался на уровне 50%. Лизиновые заводы работали на грани рентабельности.

С увеличением производственных мощностей лизина, объём экспорта лизина из Китая с 2005 года превышает объёмы импорта, а в 2010 объём экспорта L-лизин (HCl) превысил объём импорта вдвое, Китай стал ведущим производителем лизина в мире. В 2015 году объём экспорта резко упал из-за приостановки завода Dacheng до 29 тыс. т, а годовой рост объёмов экспорта был ограничен. В 2016 и 2017 годах Китай вернул свои экспортные позиции по лизину, а в последующие два года — 2017 и 2018 — вернулся к высоким темпам рост лизиновой индустрии. В 2018 году суммарный объём экспорта лизина из Китая составил 590 тыс. т, в 2019 году — 407,1 тыс. т.

Под влиянием таких факторов, как сокращение посевных площадей под кукурузу, двукратное увеличение объёмов экспорта продуктов глубокой переработки кукурузы, а также массовое расширение проектов по топливному этанолу, спрос на кукурузу в Китае резко вырос. Эффект сокращения запасов зерна кукурузы был значительным. Соотношение спроса/предложения на зерно кукурузы привело к росту цен и, соответственно, лизина вырос в стоимости.

Пять основных экспортных регионов для экспорта китайского лизина: Германия, Нидерланды, Таиланд, Япония, Южная Африка и Вьетнам. Другие направления экспорта, не ограничиваясь этим, Россия, Испания, Бельгия, Корея, Мексика, Бразилия, Индия, Индонезия.

2018 год был годом китайско-американской торговой войны, которая закончилась только в декабре 2019.

Начиная с 2018 года большинство провинций сократило субсидии заводам глубокой переработки кукурузы (на 200-300 ¥/mt в зависимости от провинции) и предприятиям по производству кормов. Низкие цены на лизин, рост затрат и сокращение государственных субсидий привело к сокращению прибыли лизиновых компаний.

В этом же году Россельхознадзор принял решение о запрете ввоза лизина из Китая от 6 предприятий, включая Plum (Tongliao, Xinjiang, Langfang), Yipin (Ningxia, InnerMongolia) и GoldenCorn по причине отказа в инспекции производств. Как результата, в 2018 экспорт лизиновых продуктов в Россию резко упал: от 56 тыс. т в 2017 году до 0,5 тыс. т в 2018 году. Китай вынужден был изменить направления поставок с РФ на Нидерланды.

Также Министерство финансов и Государственная  налоговая администрация выпустили уведомление о повышении экспортной пошлины на ряд продуктов, включая лизин: от 9% до 13%. Повышение экспортной пошлины не способствовало экспорту лизина из Китая.

В дополнение, в начале 2018 года были обнаружены  первые признаки Африканской свиной чумы ASF. Далее вспышка охватила 23 провинции, в результате чего уничтожено 630 тыс. свиней, а также приостановлены межпровинциальные перевозки в 11 провинциях. Продажи кормов для свиней упали значительно. Лизин является первой аминокислотой в свиных кормах, а это значило снижение внутреннего с проса на лизин в конце 2016 года.

По результатам выдачи повторных разрешений ЕС, с июня 2020 года некоторым  китайским поставщикам запрещено продавать лизин в Европе. В марте 2020 года, Индонезия открыла антидемпинговое расследование в отношении китайских поставок лизина на этот рынок.

С января по декабрь 2020 года ежемесячный экспорт лизина из Китая в среднем составлял $178 тыс. Данные по экспорту лизину из Китая ежемесячно публикует Китайская федерация нефтяной и химической промышленности (China National Petroleum Corporation).

В 2021 году Китай испытал новые трудности: дефицит контейнеров для отгрузки, рост стоимости фрахта и остановка крупнейшего в мире порта Далянь, который занимал центральное место в экспорте аминокислот. Причина: COVID-19.

Для выполнения законтрактованных поставок экспортёры вынуждены были обратиться в другие порты, которые из-за пиковой загрузки подняли ставки. Отгрузки через другие порты увеличили транспортное плечо. Всё это, в конечном счёте, привело росту цен на лизин на 48% и проблемам с вывозом. Китайские производители и экспортёры прекратили принимать заказы на экспорт лизина до конца марта 2020 года и подняли цены на законтрактованные объёмы лизина.

Ольга Кулакова, СЕО компании AgroInsightex