Хочу сразу подчеркнуть, что ни один из участников встречи не поддержал действующую систему налогообложения АПК. Более того, за короткий период действия новых правил налогообложения аграриев, проявились следующие негативные последствия:
- Аграриев фактически принудили одновременно вести тройной учет НДС, в зависимости от вида сельскохозяйственной продукции. Это привело к допущению ряда ошибок как со стороны сельхозпроизводителей (при ведении учета), так и со стороны контролирующих органов (невозможность администрирования налога);
- Цены на сельскохозяйственную продукцию существенно не поднялись в связи с введением ручного механизма возмещения НДС экспортерам по двум публичным реестрам. В валютной диспозиции цены остались прежними, а в гривневой массе цены поднялись исключительно из-за девальвации национальной валюты с 23 до 27 грн/$;
- Содержание крупного рогатого скота в условиях действующей системы налогообложения является абсолютно убыточным. Так, закупочная цена одного литра молока в стране ниже закупочной цены минеральной воды (!!!), при том, что один литр молока в магазине стоит не менее 10 грн. Для примера, в Бершадском районе Винницкой области молоко закупают по 3 грн. 20 коп., что уже привело к социальным протестам в регионе;
- С 1 января этого года произошло повышение ставок акцизного сбора на дизельное топливо в зависимости от вида, с 100 €/т до 113 €/т, с 132 €/т до 149 €/т, что в целом уже привело к дополнительным расходам аграриев на 300 млн грн. По результатам года увеличение расходов будет не менее 700 млн грн. Такой рост более чем в два раза превышает всю реальную государственную поддержку аграрной отрасли, поскольку в 2016 году в государственном бюджете предусмотрено только 300 млн грн ($10,5 млн) на удешевление кредитов для сельскохозяйственных предприятий и 50 млн грн ($2,7 млн) в поддержку отрасли животноводства.
Следствием усиления налогового давления на аграрную отрасль в части налогообложения НДС, нового роста ставок единого налога 4-й группы, повышение акцизов на дизель, девальвации национальной валюты на 15% за январь-февраль 2016 и фактически нулевой государственной поддержки АПК стало дополнительное вымывание оборотных средств сельскохозяйственных предприятий, рост себестоимости выращенной продукции и логистические расходы.
Очевидно, что нынешняя база налогообложения деструктивная и уничтожает аграрную отрасль. Аграрии, профильные ассоциации и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений достигли компромисса в налогообложении АПК. Суть компромисса очень проста. Она закреплена в законопроекте № 3851-1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно защиты прав плательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе сельхозтоваропроизводителей» и содержит в себе четыре основных положения:
1) Введение единого публичного реестра заявлений на бюджетное возмещение: обнародование информации о состоянии возмещения НДС в разрезе отдельных налогоплательщиков и заявленных ими к возмещению из бюджета сумм НДС;
2) Введение обязанности возмещения НДС исключительно в порядке очередности поступления заявлений;
3) Возобновление до 1 января 2018 года действия специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства;
4) Запрет отмены контролирующим органом сумм налогового кредита по формальным признакам: налоговый кредит может быть отменен только в случае обнаружения ошибки в ИНН или в формировании его по необлагаемых операциях.
На данный момент законопроект находится на рассмотрении в Комитете ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики. Вероятность его согласования комитетом оцениваем 50 на 50.
Ключевое видение у аграриев общее — нынешняя система налогообложения АПК это путь в никуда. Пересмотр этой системы путем поиска компромисса между аграриями и государством является чрезвычайно важным. При этом, лишение национального сельскохозяйственного производителя любой государственной поддержки, увеличение налогового давления с введением рынка земли в соответствии с требованиями МВФ уже в 2017 году, не позволит украинский аграриям конкурировать на равных с иностранным капиталом, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Роман Лещенко, управляющий партнер «Украинский аграрный центр»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.