В 2014 году в коалиционном соглашении, в п.1 ст.12 было прописано позицию о сохранении спецрежима НДС для АПК до 1 января 2018 года. Коалиционное соглашение — это дорожная карта для правительства, основа для формирования бюджетной политики. Сохранение преференций для с/х Украины также прописано в Соглашении об ассоциации Украины с ЕС, и соответствует договоренностям в соответствии с нормами ВТО.
Что мы имеем по факту? В соответствии с изменениями Налогового кодекса Украины, аграрии практически полностью теряют специальный режим налогообложения в 2016 году. Порядок налогообложения НДС для сельхозпроизводителей теперь формируется следующим образом: общая сумма НДС к уплате распределяется пропорционально — часть аккумулируется на специальных счетах предприятий, а часть перечисляться в Государственный бюджет Украины. Пропорциональность зависит от вида реализуемой продукции: для растениеводства: 15% НДС остается у производителя на спецсчете, 85% НДС перечисляется в бюджет; для других сельхозпроизводителей (свиноводство и птицеводство) — 50% на 50%; для производителей молочной продукции и продукции КРС: 80% НДС будет оставаться в распоряжении предприятий, 20% будет перечисляться в бюджет. А с 2017 года вообще предполагается отмена спецрежима НДС. В качестве компенсатора аграриям правительство предусмотрело восстановление возврата НДС при экспорте зерновых и технических культур.
Почему законодательные новации от правительства приведут к упадку с/х производства в Украине уже в этом году?
1. Спецрежим НДС давал нашим аграриям €20-25 поддержки на гектар. Теперь это поддержка будет на уровне €3-7 на гектар. Минимальная ставка дотаций коллег аграриев в ЕС — €270 на гектар.
2. Средняя ставка кредитования агробизнеса в Украине 30-35% годовых, в ЕС — 3-6% годовых.
3. Реального механизма компенсации НДС экспортерам не предусмотрено. Для этих целей нужно 22-25 млрд грн. Этих средств в бюджет не заложено, а значит компенсацию будут осуществлять частично в ручном режиме с коррупционной составляющей по специально созданным для этих целей двум реестрам компенсации НДС.
4. Экспортеры зерна в таком режиме возмещения НДС ни при каких условиях не смогут обеспечить высокие закупочные цены на зерно, что приведет к значительным убыткам всех субъектов агробизнеса.
5. Фактически правительство введет в заблуждение аграриев и экспортеров. Ни те, ни другие не получат бюджетных ассигнований и в совокупности правительство сможет сэкономить на агросекторе больше 40 млрд грн.
6. На 2016 год согласно закону о госбюджете предусмотрена поддержка аграриев в размере 350 млн грн, из которых 300 млн грн предлагается направить на программу удешевления кредитов в АПК, 50 млн грн — на поддержку животноводства. То есть меньше $16 млн правительство выделяет на поддержку всего АПК Украины!
7. Увеличены размеры ставок налога с 1 га (в процентах базы налогообложения). Это фактически, по сравнению с 2014 годом, повышение примерно в 40 раз. В 2015 году повышение было в 21 раз. То есть, в 2014 году году это было 6 грн/га, в 2015 году — 120-130 грн/га, в 2016 году — 216 грн/га.
8. Семена, средства защиты растений, высокотехнологическую с/х технику аграрии покупают у иностранных производителей, что в условиях постоянной девальвации национальной валюты и ограниченности оборотных средств закрывает возможности для улучшения эффективности использования агротехнологий.
9. Введение 3-х видов учета НДС для сельхозпродукции создает поле для злоупотребления налоговыми органами, поскольку сложный учет создает риски для допущения ошибок в учете аграриями и начислению им фискалами штрафных санкций в рамках постоянного мониторинга за их деятельностью.
10. Нисходящий тренд падения на мировых рынках сырья в 2015 году уже привел к рекордно низким ценам на зерновые культуры за последние 8 лет (в течение года цены упали более чем на 30%), что означает минимизацию прибыли аграриев при постоянной динамике роста цен на другие сопутствующие составляющие агропроизводства.
Что стоит ожидать дальше?
Как показала практика, в Украине ни одна программа государственной поддержки АПК не работает в силу значительной коррупционной составляющей. Спецрежим налогообложения НДС является единственной реальной поддержкой с/х отрасли с низким уровнем злоупотреблений. Специальный режим НДС — это инструмент, который позволяет аграриям формировать оборотные средства для того, чтобы сеять, собирать урожай, кормить скот и, не принимая ни копейки у государства, конкурировать с внешними миром. Аграрии научились выращивать хлеб в больших объёмах, однако им не хватило времени перейти к созданию качественной добавочной стоимости с/х продукции путем глубокой переработки сырья. Два-три года было бы вполне достаточно, чтобы выйти на новый уровень технологического развития.
Мы более чем уверены, что нынешние законодательные изменения приведут к значительному падению с/х производства в Украине. Также очевидно возвращение большинства теневых схем и бартера в агросекторе. От этого однозначно выиграют фискальные органы: у них появится непаханое поле для коррупционной деятельности. Однако проиграет Государство, потому что не будет больше локомотива роста экономики (забудьте о 2% роста ВВП по результатам 2016 года), не будет 35% валютной выручки от АПК (забудьте о стабильном курсе, предусмотренного в размере 24,7 по результатам 2016 года), поступлений от уплаты аграриями налогов в бюджет (забудьте о приросте поступлений от АПК, падение будет по нашим подсчетам около 20-25%).
Роман Лещенко, управляющий партнер «Украинский аграрный центр»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.