Но некоторые ягодки уже видны. Я имею в виду принятие бюджета и реформу налогообложения. В последнее время мне приходилось принимать участие в семинарах, которые местные налоговые службы устраивали для налогоплательщиков. Душераздирающее, надо сказать, зрелище. И никаких проблем со Станиславским — в искренности действа сомневаться было сложно: как в искренности главных бухгалтеров, на которых, в конечном итоге, должна повиснуть вся ответственность, так и в искренности налоговиков, которые честно не знали, что по поводу всего этого сказать.
Судя по тому, как шел процесс реформирования налогового законодательства — а имя ему оголтелый бухгалтерский шабаш, — другим результат быть и не мог…
Земля. Продавать — не продавать. Море умных физиономий и в КШЕ, и на всех каналах. Хотя гранты и льются рекой, выхватить рыбку из мутного потока удается далеко не всем: места нужно знать, и иметь соответствующую сноровку. Не все могут. Да и не все хотят. Тем более, что в данном случае для профессионалов есть более здоровая альтернатива. Пока «эксперты» окончательно запутывают и без того навороченное земельное законодательство, торговля промышленными блоками земли при поддержке части экспертов идет полным ходом — и в виде корпоративных прав, и форме эмфитевзиса и миллионом других исключительно законных способов. И качество аналитического продукта, между прочим, тут ого-го, т.е. весьма действенное и весьма достойное. Не в пример налоговому законодательству…
Стратегия 2020. Кто-нибудь скажет мне: «реформатор» и «трансформер» — это одно и то же? Я это о профильном Министерстве. С «трансформером» тут все более-менее понятно — это то турагентство, на месте событий изучающее перспективы обширного японского рынка или передовой опыт разведения австралийских кенгуру, то фонд госимущества, озабоченный и укреплением руководящих кадров, и предпродажной подготовкой госпредприятий. Но как быть с «реформатором»? В процессе обсуждения Стратегии 2020 каждый раздел опуса сопровождался отказом министерства нести ответственности за его содержание. А итоговый документ вообще оказался засекреченным. Новация морового уровня — публичный документ засекречен! Хотя на самом деле это более, чем понятно. Ведь template для написания документа представлял собой типичную форму заявки на получение гранта, за которым и «реформаторы» и «эксперты» видели (и продолжают видеть) весьма заманчивое продолжение. «Запад нас полюбит, Запад нам поможет». Хотя на написание стратегии деньги и были выделены, писали ее в основном волонтеры. Писали честно. Друг друга локтями толкали. Вопили, хлопали дверьми. Написали. Оценка написанного на прошлой неделе была дана на съезде Аграрного союза. Заместителю министра, который пытался представить Стратегию как великое достижение реформаторов, пришлось срочно ретироваться с трибуны.
Западные партнеры, прекрасно отдавая себе отчет, как в качестве стратегического опуса, так и в способностях реформаторов, тем не менее, предпочитают сохранять хорошую мину при плохой игре. Наверное, надеются что-то исправить на марше. И, глядя на «стабилизацию» правительства, марш этот теперь придется срочно запускать. Но уже первые шаги марша, которые начали тут уже проявляться в той самой налоговой сфере, говорят лишь о том, что путь опять избран, мягко говоря, «не туда». Если не ошибаюсь, в народе это называется «не надо наряжать Жучку».
Из позитива. Действительно, нужно что-то делать. Причем срочно. Только слово «реформы» нужно заменить на слово «нормализация», а слово «реформаторы» — на слово «профессионалы». И укрепить связь с жизнью. Нужно адекватно отстроить цепочку производитель-проблема-профессионалы-представители-законодатель-исполнитель, по крайней мере, в аграрном секторе. И хватит вырывать из нее отдельные звенья и возводить их на пьедестал. Особенно это касается последних частей: «профессионалов», которые считают, что достаточно лишь растопырить пальцы, что малейшее представление о том, что происходит в секторе, для них совершенно не обязательно. Которые лишены даже элементарно необходимых общечеловеческих навыков (это я про культуру коммуникации). Законодателей, которые вместо интересов общества представляют интересы отдельных политических проектов. Исполнителей, которые, как показала недавняя практика, вообще имеют в виду всех и вся, включая в первую очередь законодателей.
И нужно срочно переносить фокус внимания с законопроекта на концепцию регулирования. И хватит спонсировать исключительно написание законодательных актов. Нужно срочно научиться фиксировать авторство новаций и относиться к нему с почтением. Нужно срочно говорить о качестве аналитического продукта и ответственности авторов за его реализацию.
Полезно также помнить, что никто еще не отменял ни национальное, ни международное законодательство в сфере прав интеллектуальной собственности. И у каждой инициативы, есть свой автор — даже в том случае, когда он прячется за спины подавших законопроект депутатов. И никто еще не отменял ни национальное, ни международное законодательство, в котором прописаны все необходимые методы оценки, как выдающегося экономического результата, так и грандиозных провалов. Которых, в отличие от достижений, у нас более чем достаточно. Кстати сказать, сегодня существуют как легальные способы оформления участия в экономических результатах роста благосостояния общества, так и уголовная ответственность за нанесение ущерба в особо крупных масштабах. И даже прецедент применения такого законодательства есть.
Многие были возмущены спектаклем, разыгранным с отставкой правительства. Но «все, что идет — к лучшему». Если из среды «реформаторов» выдвинется новая креатура, в силу изложенного выше всем придется пройти по новому кругу ада. А силы уже давно на исходе. Кризис «реформаторов» в правительстве уже налицо. До «экспертной среды» волна пока еще не докатилась.
И для того, чтобы упомянутое выше не выглядело благими пожеланиями, которые обычно повисают в воздухе, как координатор Аналитического центра Аграрного союза Украины предлагаю создать рабочую группу по вопросам качества аналитических продуктов, профессиональной этики и ответственности ветвей власти. Приглашаются все желающие*.
*Писать можно в адрес Аналитического центра АСУ, непосредственно автору, в том числе через ФБ.
Лариса Старикова, координатор аналитического центра Аграрного союза Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.