Новые заводы в Украине — между амбициями и реальностью

15 января 2019, 07:04 16555

В канун новогодних праздников появилась информация, что за четыре года в Украине построено 207 заводов. Хорошая новость, но профессионалов интересует вопрос: «А насколько эффективно работают эти заводы?». Ведь торжественное перерезание красной ленточки вовсе не означает, что все производственные мощности работают в расчетном технологическом режиме и предприятие выпускает качественную продукцию в соответствии с планом.

Создается впечатление, что в этом вопросе полная тишь и благодать. Но ведь это далеко не так. По отрывочным сведениям, большинство новых заводов испытывают серьезные трудности в процессе ввода в эксплуатацию и при самой эксплуатации. У одних не идут дела с набором кадров, у других нелады с местной общиной по экологии предприятия, у третьих проблемы со сбытом продукции, у четвёртых себестоимость превысила все мыслимые пределы, и предприятие оказалось убыточным, пятым мешает Россия с ее государственной поддержкой проектов переработки зерна и так далее. К этому, безусловно, следует добавить, что сами проекты в большинстве случаев реализованы со значительными отставаниями от сроков, а проектные бюджеты превышены в два-три раза.

До сих пор в кулуарах различных организаций вспоминается провальный проект биоэтанольного завода в Золотоноше фирмы «КоронАгро», созданной в свое время Барышевской зерновой компанией; шепчутся о крупных недоработках при строительстве биогазового завода «Мироновского хлебопродукта»; недоумевают по поводу четырехлетнего срока реализации простейшего проекта разрекламированного всюду завода по производству хлопьев. Только подумать — проект стоимостью около 10 млн евро реализуется более четырёх лет. Это — нонсенс. И таких примеров немало.

К сожалению, информация, как положительная, так и отрицательная, полностью замалчивается. А, как известно, любая закрытость оказывает отрицательное воздействие на бизнес-процессы и экономику. Полное впечатление застойного болота.

И снова нам на помощь может прийти опыт европейских партнеров. В Германии, к примеру, ведётся учёт большинства проектов и накапливаются статистические данные. Информация по проектам не утаивается и предоставляется в полном объеме, что позволяет проводить в последующем необходимые исследования. Немцы не стесняются говорить о своих недостатках, понимая, что информированность и широкое обсуждение допущенных просчетов окажут положительное воздействие на будущие проекты.

Так, для исследования, проведенного под руководством профессора по управлению энергетикой и инфраструктурой Genia Kostka, было зарегистрировано и проанализировано 170 крупных проектов, реализованных в Германии с 1960 года. Исследования коснулись плановых и фактических расходов проектов в следующих отраслях: строительство общественных зданий, транспорт, энергетика, производство вооружений, информационные и коммуникационные технологии.

Оказалось, что в Германии крупные проекты стоят в среднем на 73% дороже, чем изначально планировалось. По анализируемым 170 проектам суммарные затраты составили около 200 млрд евро вместо плановых 141 млрд евро. При этом отмечается, как положительный фактор, что по последним проектам увеличение затрат составило 41%. Как образец крайне неудачного проекта немцы приводят пример аэропорта в Берлине: сроки его строительства утроились с 2,5 до 7,5 лет, а стоимость удвоилась и превысила сумму 5,5 млрд евро.

Рассмотрим несколько основных причин, почему немецкие проекты терпят неудачи по срокам исполнения и стоимости, и попытаемся экстраполировать их на украинскую действительность.

  1. Планировщики проектов чрезмерно оптимистичны в прогнозах.

Часто преимущества проекта завышены, затраты и риски недооценены. В результате к реализации проекта приступают с недоработанным планом, без учета многочисленных эксплуатационных требований, с заниженными требованиями к инфраструктуре проекта. В украинских реалиях следует скорее говорить о легкомысленности подходов к планированию, когда в угоду капризам заказчика стремятся быстрее получить исходные данные для экономических расчетов в ущерб качеству этих данных. К тому же превалирует стремление к халяве. Хочется получить полноценные расчетные данные не только быстро, но и бесплатно. А бесплатно, как правило, делается не очень качественно.

  1. Многие проекты страдают от так называемого «синдрома большого проекта».

Крупный проект пугает объемами и масштабностью. Не все способны преодолеть психологические барьеры, а это отражается на качестве планирования и выполнения работ.

Для Украины наоборот характерно занижение сложности проекта. Особенно у компаний, которые имеют хоть какой-то опыт реализации проектов. Опыт — это хорошо, но следует учитывать, что, например, в рамках завода глубокой переработки зерна элеватор является лишь складом сырья. Да, это сложное техническое сооружение со своей технологией обработки и хранения, но кто сказал, что склад — это сарай в чистом поле? Солнечная электростанция, биогазовая установка, парогенератор, очистные сооружения — всего лишь возможные элементы энергообеспечивающего блока предприятия. Процессы сухого или мокрого помола являются подготовительными операциями для дальнейшей обработки на установках гораздо более сложного технического уровня.

Опыт строительства подобных объектов далеко недостаточен, чтобы осознать уровень и комплекс задач, решаемых при реализации сложного технологического проекта, к каковым следует относить проекты глубокой переработки зерна.

  1. Тендеры.

Как, оказывается, много общего в проведении публичных тендеров в Германии и в Украине.

Обычная практика, что победитель тендера определяется по единственному критерию — стоимости проекта. И, как правило, выигрывают самые дешевые. Редко выигрывает подрядчик, который сделает лучшее предложение по качеству и срокам и предоставит наиболее реалистичный расчет стоимости. Все затмит наиболее дешевая цена. А потом в процессе реализации стоимость постоянно увеличивается и превосходит начальную в разы.

В Украине встречаются и противоположные примеры. Изначально сроки и стоимость завышаются в два раза, а потом идет торговля, как на турецком базаре.

  1. Проекты терпят неудачу из-за неудовлетворительной системы управления проектом.

Это относится как к конкретной организации проекта, так и к системе взаимодействия и распределения зон ответственности всех участников проекта. И в особенности — к правильности распределения рисков.

В Германии достаточно много квалифицированных и способных архитекторов, инженеров-строителей и проектировщиков. Но очень часто им поручаются работы, для которых они не подходят. Так называемые непрофильные работы. Уже отмечалось, что любой проект, связанный с организацией производства продукции, не является чисто строительным или инжиниринговым. Поэтому претензии многих строительных и инжиниринговых организаций на роль компании, управляющей проектом, также являются результатом завышенной оценки своих возможностей.

Все это в равной степени относится и к Украине.

Всем известно, что для реализации проекта имеют решающее значение только три показателя: стоимость, время и качество. Они должны быть сбалансированы тщательным планированием проекта на начальном этапе, грамотной оценкой всех рисков и хорошим управлением проектом.

Напомним, что «проектное управление стоит денег, отсутствие проектного управления стоит очень больших денег».


Для справки: возможность значительно повысить уровень информированности по обозначенной тематике предоставляет V Международная конференция переработчиков и поставщиков технологий и решений для агросектора «Зерно — Переработка — Прибыль 2019», которая состоится 14–15 марта 2019 года в Киеве.

Ольга Кулакова, СЕО компании AgroInsightex