К тому же, предложенная схема очень тяжелая для администрирования. Но, к сожалению, это тот минимальный компромисс, которого удалось достичь, ведь сначала правительство нас поставило перед фактом полной отмены спецрежима НДС уже с января 2016 года.
Позже, после того, как чиновники увидели, что аграрии не будут молчать и что такой вариант налоговых изменений в парламенте не пройдет, была предложена схема 75 на 25, то есть предприятия должны платить 75% НДС в бюджет, а лишь 25% перечислять на спецсчет для собственного распоряжения.
Это очень сильно ударило бы по производителям, которые работают на внутренний рынок. Ведь те, которые работает на экспорт, получают возврат НДС и плюс к этому — еще 25% от спецрежима. Поэтому пропорциональность, за которую проголосовал парламент, даст возможность тем отраслям, которые работают на внутренний рынок, быть более-менее конкурентными с теми отраслями, которые работают на внешний рынок.
Я, как и мои коллеги-депутаты, которые являются специалистами в аграрной отрасли, не голосовал за такие половинчатые решения, и поддерживаю требования сельхозпроизводителей касательно того, чтобы оставить спецрежим НДС до января 2018 года, как это было обещано в Коалиционном соглашении.
Сельское хозяйство — единственная отрасль, которая продемонстрировала эффективность системы налогообложения НДС в таком формате. Это позволило развиваться не только товаропроизводителям, но и громадам, на территории которых функционирует производство.
Спецрежим НДС — главный некоррумпированный стабилизирующий фактор для АПК с 1999 года. Он дал возможность сельскому хозяйству подняться с колен, на которых оно стояло вплоть до 1999 года, привлечь инвестиции в отрасль, стать социально ответственным перед сельскими громадами: рабочие места, ремонт дорог, поддержка детсадов, школ и прочее.
Он давал около $25-27 на гектар фактической дотации, тогда как в Европе средняя дотация аграриям — около €520 на гектар. Правительство сегодня решило иначе: раз вам стало жить лучше, так давайте вас обложим налогами. Да еще и в такие сложные времена развития нашего государства.
Одна из главных норм, которую удалось отстоять, и на которой принципиально настаивали аграрии, — сохранение упрощенной системы налогообложения для сельхозпроизводителей (так называемая четвертая группа) до 1 января 2017 года. Вместе с тем, увеличены размеры ставок налога с 1 га (в процентах базы налогообложения): максимально увеличен коэффициент для пашни, сенокосов и пастбищ до 0,81 (предыдущий размер ставки — 0,45). Это фактически, по сравнению с 2014 годом, повышение примерно в 40 раз.
В 2015 году повышение было в 21 раз. То есть, в 2014 году это было 6 грн/га, в 2015 году — 120-130 грн/ га, в 2016 году будет 216 грн/ га. Но сельхозпроизводители понимают, что если не будет этого налога — сельские советы останутся без бюджетов, а самое главное — идея децентрализации для села, которая была предложена, была бы уничтожена. Удалось оставить также норму, согласно которой на здания и сооружения не платится налог на недвижимость.
Но положительных решений принято не так много, поэтому депутаты-аграрии продолжат вести переговоры и отстаивать позицию сельхозпроизводителей относительно того, чтобы оставить спецрежим НДС при подготовке нового налогового кодекса, который нужно сформировать до 1 июля 2016 года.
Отменой спецрежима мы поднимаем цены на сельхозпродукцию на внутреннем рынке, поднимаем цены на зерно, которое является составляющей в кормах для животноводства. Принятые налоговые изменения обеспечивают поддержку экспортеров и больно бьют по внутреннему сельхозрынку.
Поэтому правительству нужно задуматься над системой дотирования на следующий год, в первую очередь для животноводства. Хотя, согласно соглашению с ВТО, мы ограничены цифрой в 3 млрд грн.
Для справки: Согласно правительственному законопроекту № 3688 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году», принятым парламентом 24 декабря, специальный режим налогообложения НДС для сельхозпроизводителей переформатирован: общая сумма НДС к уплате будет распределяться пропорционально – часть будет аккумулироваться на специальных счетах предприятий, а часть будет перечисляться в Государственный бюджет Украины. Пропорциональность будет зависеть от вида реализуемой продукции:
• для растениеводства: 15% НДС будет оставаться у производителя на спецсчете, 85% НДС будет перечисляться в бюджет;
• для других сельхозпроизводителей (свиноводство и птицеводство) — 50% на 50%;
• для производителей молочной продукции и продукции КРС: 80% НДС будет оставаться в распоряжении предприятий, 20% будет перечисляться в бюджет.
А с 2017 года вообще предполагается отмена спецрежима НДС.
Николай Кучер, народный депутат Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.