Переработка как эффективное решение транспортных проблем

14 декабря 2018, 07:09 1848

Украинские аграрии собрали в 2018 году более 65 млн тонн зерна. Это рекорд, если учесть неблагоприятные в этом году погодные условия. А далее, для обеспечения сохранности собранного урожая и выполнения обязательств по экспортным контрактам, необходимо преодолеть ставшие традиционными проблемы ограниченных возможностей логистического комплекса страны.

Так, по данным электронной зерновой биржи Grain Traide, на конец ноября в Украине остались необмолоченными и «ушли под снег» примерно 2 млн тонн кукурузы. Эксперты логистической компании GEFCO оценивают потери украинских производителей зерна из-за неэффективной логистики на уровне 20 USD на каждой тонне, что по оценкам Всемирного банка приводит к недополучению аграриями от 0,6 до 1,6 млрд USD в год.

Причина довольно проста. Реконструкция и развитие транспортной инфраструктуры отстают от темпов роста аграрного производства. В начале 2000-х годов  валовой сбор зерновых в Украине составлял около 30 млн тонн, а к 2018 году Украина вышла уже на 65 млн тонн. Если агросектор сохранит  темпы роста, то в 2022-м Украина будет собирать уже не менее 80 млн тонн зерновых.

Главным перевозчиком зерновых грузов в Украине является железнодорожный транспорт. По мнению экспертов, основными проблемами железнодорожных перевозок зерна являются: недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в портах и на припортовых участках, дефицит и изношенность парка зерновозов, неэффективная организация логистики.

Несмотря на предпринимаемые меры, ежегодно примерно на 20% не удовлетворяется спрос на перевозки зерна. При объемах экспорта в 40-45 млн тонн зерновых в год дефицит перевозок охватывает около 8 млн тонн. Следует предполагать, что этот уровень сохранится в ближайшие 10-15 лет.

Эффективным  решением транспортных проблем будет ежегодное перенаправление зернового потока объёмом 8-10 млн тонн на переработку. Вывоз готовой продукции потребует примерно в три раза  меньшего по грузоподъемности количества транспортных средств. Для примера, из трех тонн кукурузы производится одна тонна топливного биоэтанола. К тому же меняется структура требуемого подвижного состава, когда вместо зерновозов понадобятся контейнеры или цистерны. Очевидно, что будет снижено давление логистических сезонных пиков. В сезон по максимуму будут использоваться местные транспортные сети и значительно возрастет роль автомобильного транспорта.

Помимо решения проблем логистики, актуальность темы глубокой переработки зерновых обусловлена также рядом других факторов:

- в стране отсутствует самостоятельная отрасль глубокой переработки зерна, поэтому импортируется ряд компонентов, важных для пищевой промышленности и производства кормов;

- Украина является одним из ведущих мировых производителей зерна, что обеспечивает достаточную сырьевую базу;

- создание новых производств позволит перейти от ресурсной экономики к высокотехнологичной, с высокой степенью добавленной стоимости, остающейся в стране;

- строительство новых предприятий — это создание новых рабочих мест и решение широкого круга социальных задач;

- действующее Соглашение об ассоциации Украина-ЕС гармонизирует стандарты и открывает украинским производителям доступ к рынку Евросоюза с его высокой покупательной способностью.

Сегодня в Украине активно обсуждается необходимость развития отрасли глубокой переработки зерновых. И это не просто модный тренд. Это неотъемлемая часть технологии  производства большинства продуктов питания и может рассматриваться как основа продовольственной безопасности страны и повышения её экспортного потенциала.


Для справки: подробнее информация будет представлена на V Международной конференции переработчиков и поставщиков технологий и решений для агросектора «Зерно-Переработка-Прибыль 2019», которая состоится 14–15 марта в г. Киев.


Ольга Кулакова, СЕО компании AgroInsightex