Мы уже не раз отмечали, что в основе всех нынешних земельных волнений в конечном итоге оказывается недолугая (очень точное, непереводимое слово) приватизация земли. Советский Госплан так честно трудился над вычислениями оптимального размера аграрного хозяйства, что итоги его работы оказались на редкость живучими. Намного более живучими, чем сам Госплан. В 90-е по результатам этой работы был нанесен сокрушительный удар. В пылу болезненной рефлексии землю — промышленно значимые массивы — разделили и раздали крестьянам. Хотели создать эффективного собственника. Но им оказался, в итоге, тот самый советский колхозник, обрабатывающий пару-тройку тысяч гектаров. Цель реформ 90-х была достигнута, и частный собственник создан, и эффективный собственник найден. Пора бы уже и остановиться. Тем более что дров наломали немало. И землю по крупицам заставили заново собирать, и добрую половину направлений аграрного производства угробили. Впору бы теперь сосредоточиться на восстановлении утраченного, диверсифицировать аграрный сектор, уйти от монокультур и производства сырья. Но нет тут-то было. Инерция захлестывает, остановиться трудно. Реформаторы и дальше пекутся о правах бабушек.
А собственно, чего ради? По сравнению с собственниками акций на объекты промышленности сельские труженики оказались в намного более благополучном положении. В отличие от собственников акций на промышленные активы они каждый год получают вполне осязаемые дивиденды — арендную плату, размер которой неизменно растет. Но им этого мало, они хотят продать свои «акции» одним махом и регулярные деньги получать отказываются. Подсчеты показывают, что при существующей ситуации с процентными ставками в Украине стоимость земли за счет арендной платы можно погасить в период до 10 лет, максимум до 13-15. То есть, продажа земли аналогична добровольному отказу собственника от получения дивидендов через 10-15 лет. Считается, что дело не в получении денег вообще, а в единовременной выплате. Получение всей суммы бабушкам выгодно, поскольку еще 10-15 лет они не протянут. Но над решением проблемы превращения долговременных выплат в единоразовые к настоящему моменту потрудилось не только все прогрессивное человечество, придумав массу инструментов фондового рынка, но и отечественные старатели. Проблемы единоразово получить деньги за землю легально у ее собственников сегодня практически нет. Тогда в чем же дело?
Мы уже упомянули, что выкупить землю за счет арендной платы при нынешних ценах и банковских процентах можно будет за 10-15 лет. То есть, арендатором не о чем беспокоиться. Образно говоря, через 10-15 лет они смогут просто перестать платить за аренду. Если же удастся подтянуть бюджетные субсидии, условия получения земли в собственность станут еще лучше. Но именно арендаторы сегодня поднимают флаги и организуют акции протеста. Почему? — они боятся прихода иностранного капитала, который может до небес взвинтить цены и скупить по дешевке украинскую землю. Ведь земля в стране будет дешевой до тех пор, пока держатся на заоблачном уровне ставки по банковским процентам: пока меньшая сумма вклада дает б?льшие дивиденды. От банковской системы ждать реформ не приходится, поэтому угроза потери земли теми, кто уже наладил ее обработку, выглядит вполне реальной. Тогда что защищает и чьи интересы отстаивает власть? Международных игроков или выходцев из колхоза? Если бабушек, то они отнюдь не обездоленные. Для самых несведущих достаточно будет наладить консалтинг по поводу того, как получить деньги с арендатора единоразово. Кстати сказать, тут и консультационным службам найдется, наконец, работа. Если же иностранных покупателей, то так об этом стоит и говорить.
Заяц в гонку вброшен фальшивый. И не один.
Вторым забегом с препятствиями является так называемый вопрос лицензий на горючее. То есть, не на горючее, а на его склады. И не на склады, а на хранение, поскольку лицензируются у нас не конкретные объекты, пусть даже взрывоопасные, а хозяйственная деятельность. Хозяйственная деятельность, которая определяется согласно Хозяйственному кодексу как деятельность, направленная на производство и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. Ну и где у производителя сельхозкультур «ценовая определенность» от хранения топлива? И почему забыт зафиксированный в законе об основах госконтроля принцип презумпции правомерности деятельности субъекта хозяйствования в случаях, когда нормативные акты не дают полной определенности? Хотя Хозяйственный кодекс относительно хозяйственной деятельности «выразился» куда уж более определенно…
И, тем не менее, погоня в разгаре. В комитетах Верховной Рады собираются целые хуралы, решая, как же быть-то с лицензиями на топливо. Не только центральные, но и многочисленные местные органы созывают целые сессии для принятия резолюций против продажи земли, аграрии всем скопом отправляются на акции в Киев, депутаты парламента и правительство — наоборот — десантируются на местах, едут в срочном порядке кто в Страсбург, кто в провинцию. Жизнь бьет ключом.
Но, к сожалению, за этим захватывающим зрелищем теряется драгоценное время. Пена, взбитая прошлой властью, уже практически осела. Пора переходить к работе с реальными проблемами. А они пока что оказались даже не обозначенными в очередной программе деятельности правительства. Грустная картина…
Лариса Старикова, координатор аналитического центра Аграрного союза Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.