Поэтому для того, чтобы вам лучше было понятно, какие законы могли бы быть приняты в этот «потерянный день», предлагаю рассмотреть ключевые законопроекты, которые были вынесены на повестку дня.
Так, в первом чтении планировалось рассмотреть следующие проекты Законов Украины:
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно снятия искусственных ограничений на реализацию права на приватизацию и получение в пользование земельных участков» №3190 от 29.09.2015. Законопроект не является чисто аграрным, но регулирует ряд вопросов, касающихся сельского населения и непосредственно сельскохозяйственной деятельности. Им четко предусмотрено, что решение о приватизации земель, которое предусмотрено ч.1,2 ст.118 ЗКУ, будет приниматься на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности).
Также уточняется, что земельный участок может быть приватизирован под зданиями и сооружениями, находящимися в собственности гражданина. Хочу отметить, что указанное уточнение упростит процесс приватизации и снимет противоречия, которые содержали коррупционные риски относительно понятия «технические материалы», а также необходимости доказательства наличия права пользования участком под зданиями. К тому же, законопроектом логично и обоснованно предлагается предоставлять земельный участок в пользование без составления документации по землеустройству, если такой участок уже зарегистрирован в кадастре (ч.1 ст.123 ЗКУ). Предполагается, что он сэкономит время и деньги арендатора на формальное составление указанной документации, а право собственности государства или общины на землю в любом случае будет зафиксировано при регистрации прав аренды (если это не было сделано ранее). В то же время, предоставление земельных участков под зданиями и сооружениями предусмотрено после изготовления технической документации по землеустройству, что совершенно нецелесообразно для сформированных земельных участков.
Также дополнительного внимания требует нововведение, согласно которому план зонирования и детальный план территории разрабатывается на отдельные земельные участки. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов органов самоуправления, это может существенно тормозить данный процесс, ведь на отдельные участки указанные работы, как правило, выполнялись фактически за счет частных лиц. Как позитив следует отметить предложенные «исключения» из общего запрета передачи в собственность и пользование земель при отсутствии плана зонирования или детального плана территорий, что может разблокировать процесс передачи как физическим, так и юридическим лицам земель, на которые они имеют право согласно закону.
«О внесении изменений в приложения №3 к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансового обеспечения реформирования рыбной отрасли Украины» №4464 от 18.04.2016. Законопроектом предлагается увеличить финансирование Госрыбагенству Украины на 15 млн грн за счет уменьшения расходов на финансовую помощь для аграриев путем удешевления кредитов с 300 млн грн до 285 млн грн. В пояснительной записке указано, что эти средства нужны для улучшения материально-технической базы и обеспечение новообразованных территориальных органов Госрыбагентства необходимыми средствами для осуществления их деятельности, в частности, на эти средства планируется приобрести внедорожники, беспилотники и катера.
Во втором чтении народные избранники планировали рассмотреть проекты Законов Украины:
«О внесении изменений в Закон Украины «О побочных продуктах животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком» (относительно согласования его положений в сфере обращения с продуктами животного происхождения, относящихся к категории II, с требованиями законодательства ЕС)» №2150а от 23.06.2015. Указанным законопроектом предлагается четко определить понятие органических удобрений и улучшителей почвы, а также изменить порядок обращения с побочными продуктами животного происхождения, относящимся к категории II, который намерен привести указанный закон в соответствие с регламентом и другим законодательством ЕС и освободить аграриев от ряда затрат на обработки побочных продуктов животного происхождения, в частности путем обязательной термической обработки.
«О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно правовой судьбы земельных участков, владельцы которых умерли» №3006 от 01.09.2015. Законопроектом предлагается урегулировать вопросы использования земельных участков в период после смерти владельца до оформления собственности наследником или признании наследства выморочным, поскольку на практике часто возникают трудности, что особенно актуально для сельскохозяйственных земель. Принятие указанного законопроекта позволит вывести из «законодательной тени» земли сельскохозяйственного назначения, что обеспечит не только их использование, но и законность.
«О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно установления минимального срока аренды земельных участков сельхозназначения, на которых проводится гидротехническая мелиорация» №2920 от 20.05.2015. Указанным законопроектом предлагается определить 10 лет, как минимальный срок аренды земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, которые являются земельными участками мелиорируемых земель и на которых проводится гидротехническая мелиорация. Учитывая, что законодательством уже определен минимальный 7-летний срок аренды сельскохозяйственных земель, увеличение его на 3 дополнительных года для отдельной категории этих земель является не очень обоснованным и не будет иметь реального влияния.
Также 14 июня планировали, но так и не рассмотрели вопрос о включении в повестку дня законопроектов:
«О внесении изменений в раздел ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приведения законодательства Украины в сфере семеноводства и рассадничества в соответствие с европейскими и международными нормами и стандартами» (относительно отсрочки вступления в силу отдельных положений)» №4739 от 31.05.2016.
Законопроектом предлагается отсрочить вступление в силу Закона по 30.06.2016 до 01.01.2017, кроме некоторых пунктов, которые будут действовать с 01.07.2016. В пояснительной записке утверждается, что Правительство должно было обеспечить организацию обучения и выдачу свидетельств аудиторам по сертификации, однако выполнить указанное сегодня невозможно, а поэтому с целью недопущения «коллапса», действие закона следует отсрочить. Однако времени для принятия указанного законопроекта у депутатов осталось критически мало.
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно права собственности иностранных инвесторов на землю)» №4455 от 15.04.2016. Указанный законопроект требует широкого общественного обсуждения, поскольку предоставляет право юридическим лицам, которые имеют 100% иностранного капитала, фактически иностранным компаниям, получать в собственность сельскохозяйственные земли. Сейчас законопроект уже рассмотрен Главным научно-экспертным управлением ВРУ и, несмотря на существенные замечания, которые фактически противоречат сути законопроекта, рекомендовано последний к принятию. Учитывая этот вывод, Аграрный комитет также одобрил данный законопроект. В то же время на сайте Верховной Рады отсутствуют данные о результатах рассмотрения проекта другими комитетами.
Учитывая то, что значительная часть общества негативно оценивает возможность получения иностранцами и иностранными компаниями в собственность украинских сельскохозяйственных земель, поспешное принятие указанного закона без максимально широкого обсуждения может иметь крайне негативные последствия.
Дмитрий Симашко, эксперт по аграрному и земельному праву ГО Agro.ReformsUA
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.