Говорить, что Кабинет Министров вообще ничего не сделал, тоже неправильно. Многое сделано для макрофинансовой стабилизации. Но правительству не удалось главное — улучшить жизнь людей, не удалось найти диалог с обществом и бизнесом.
Я согласен, что оценка правительства — это и оценка работы депутатского корпуса. Ведь для того, чтобы проводить реформы, поднимать страну, должно быть тесное взаимодействие между Кабмином и парламентом, между министрами и депутатами. Я могу с ответственностью сказать про АПК, в котором я являюсь специалистом и вхожу в парламентский Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений. В этом направлении сотрудничества не было, хотя сейчас в Кабмине отмечают, что открыты к диалогу. Но сколько мы не обращались ранее с письмами о важности сохранения спецрежима НДС для сельхозпроизводителей, и с открытыми обращениями к премьер-министру — получали только отписки, конструктивного диалога не произошло.
Конечно, сегодня нужно эффективно и системно сотрудничать с международными финансовыми донорами, прежде всего с МВФ, особенно учитывая ту ситуацию, в которой оказалась страна. И конечно, основным переговорщиком с международными структурами является Кабинет Министров. Но он должен чувствовать потребности общества и быть посредником и связующим звеном между обществом и международными учреждениями.
Нужно идти на какие-то уступки, но они должны быть в пределах разумного, взвешенные и не вредить национальным интересам.
Аграрии понимают, что отмена спецрежима — это вопрос времени. И все ориентировались на дату, прописанную в Коалиционном соглашении — 1 января 2018 г. Сельхозпредприятия должны были подготовиться, воспользовавшись переходным периодом. Но вместо этого мы получили удар по отрасли. Бизнесу нужна от правительства стабильность и прогнозируемость, а не внезапные изменения правил игры за несколько дней до нового года. Иначе бизнес не может нормально работать и развиваться. От отмены спецрежима больше всех теряют средние хозяйства — с 100-300 га земли, особенно те, которые работают в животноводческой отрасли.
Конечно, нужно услышать отчет Кабмина, а также министров — на парламентских комитетах и фракциях. Но, то, что будет перезагрузка правительства — это однозначно. Другой вопрос, в каком формате будет перезагрузка: сменятся определенные министры, или весь состав правительства вместе с премьером.
Мы сегодня многих министров называем реформаторами, а реально из 30-40 направлений сделана только одна реформа, которой хвастаются. Например, из отчета правительства я понял, что министерство здравоохранения — это министерство, которое занимается закупками медикаментов. Но в других важных направлениях ничего не делается, особенно в областных, районных больницах, где происходит беспредел. А главное, что общество недовольно работой правительства.
Если говорить о министре экономического развития и торговли Абромавичусе, то наибольшей его заслугой является система электронных государственных закупок ProZorro. Чувствуется, что над ее реализацией трудились профессионалы, которые смогли сделать так, чтобы механизм заработал. Но что дальше? Почему мы не слышали за целый год о производстве, являющемся ключевым направлением промышленной политики?! Есть еще много вопросов, которыми должен заниматься министр экономики. В частности, когда аграрии боролись за сохранение спецрежима НДС, своего видения этого вопроса от министра мы так и не услышали.
Николай Кучер, народный депутат Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.