За отчетный период состоялось 9 заседаний, на которых рассмотрено 35 вопросов, среди которых 20 законопроектов, по подготовке и предварительному рассмотрению которых Комитет определен главным.
Четыре документа принято как законы Украины
1. «О внесении изменений в Закон Украины «О побочных продуктах животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком» относительно согласований его положений в сфере обращения с продуктами животного происхождения, относящимися к категории II, с требованиями законодательства ЕС» от 20.09.2016 г. № 1531-VIII.
Изменениями урегулированы некоторые положения, которые не соответствовали нормам европейских актов (регламентов ЕС № 1069/2009 и № 142/2011) в сфере обращения с побочными продуктами животного происхождения. Созданы требования по обращению с побочными продуктами животного происхождения, не соответствующими законодательству ЕС, и устранены неоправданные барьеры для развития животноводческой отрасли, а также выработки органических удобрений и улучшителей почвы.
2. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления минимального срока аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых проводится гидротехническая мелиорация» от 20.09.2016 г. № 1532-VIII.
Этим Законом установлен долгосрочный характер аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые являются участками мелиорируемых земель и на которых проводится гидротехническая мелиорация. Такие изменения обусловливают активизацию привлечения инвестиций в с/х производство на данных участках и обеспечивают надлежащий уровень защиты и хранения мелиоративных систем, которые в значительной степени находятся в государственной и коммунальной собственности.
3. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правовой судьбы земельных участков, владельцы которых умерли» от 20.09.2016 г. № 1533-VIII.
Основные положения Закона — предоставление права на получение в собственность недвижимого имущества, находящегося в составе выморочного наследства, территориальной общине по месту нахождения такого имущества и освобождение органов местного самоуправления от уплаты судебного сбора при подаче заявлений о признании наследства выморочным.
4. «О внесении изменений в раздел Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно продления запрета отчуждения сельскохозяйственных земель» от 06.10.2016 г. № 1669-VIII.
Внесенными изменениями на один год продлен срок действия моратория на продажу или иным способом отчуждение земель с/х назначения.
Выездные заседания Комитета
Работа Комитета за период прошлой сессии оказалась особенно насыщенной и продуктивной по выездным заседаниям. Так, за пятую сессию мы провели их три.
Первое заседание состоялось в городе Батурине Черниговской области, в рамках которого обсуждались две глобальные темы: «Регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения: поиск украинской модели» и «Льготные режимы налогообложения сельхозтоваропроизводителей и прямая бюджетная поддержка — государственные механизмы повышения конкурентоспособности производства».
Второе заседание мы провели в городе Хмельнике Винницкой области на тему «О законодательном обеспечении государственной поддержки производства и реализации молока и молокопродуктов в Украине».
Третье заседание было проведено в городе Киеве на базе Национального университета биоресурсов и природопользования Украины. Темой заседания стал вопрос «О проблемах и перспективах развития лесной отрасли Украины».
Парламентские слушания
Реформирование земельных отношений в стране должно осуществляться прозрачно и понятно для общественности, с учетом всех направлений развития экономики страны, в том числе децентрализации власти с передачей полномочий и финансовых ресурсов из центрального на местный уровень для формирования самодостаточных объединенных территориальных общин.
Поэтому с целью, во-первых, обеспечения открытого диалога с обществом и привлечения к обсуждению путей формирования этого процесса широких кругов экспертов и общественности и, во-вторых, обсуждения предложений для выработки дорожной карты законодательного обеспечения внедрения купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения 21 декабря 2016 года по инициативе Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений в зале пленарных заседаний Верховной Рады Украины были проведены парламентские слушания на тему «Регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения: поиск украинской модели».
При обсуждении продолжалась оживленная дискуссия, но мнения экспертов, ученых, экономистов, владельцев и пользователей земель с/х назначения кардинально отличались — одни настаивали на немедленном снятии ограничений на продажу этих земель, другие не рекомендовали продавать землю в условиях экономической нестабильности и военного конфликта.
Несмотря на это, довольно сложно предложить обществу совершенную национальную модель оборота земель сельскохозяйственного назначения и принять судьбоносное для Украины решение.
Сегодня при Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины создана рабочая группа и активно ведется работа совместно с профильными ассоциациями, аграрными экспертами, учеными, представителями органов местного самоуправления и общественности над концепцией национальной модели оборота земель с/х назначения, в которой обязательно должны быть учтены предложения участников парламентских слушаний.
Комитетские слушания
В октябре 2016 года были проведены комитетские слушания на тему «Трансформация агропромышленного комплекса Украины. Стимулирование развития семейных фермерских хозяйств и их налогообложения».
Согласно данным Государственной службы статистики Украины, из 14,5 млн домохозяйств в Украине 4,7 млн — сельских, почти 2,6 млн человек трудоспособного возраста являются самозанятыми в с/х производстве. Ежегодно около 50% валовой с/х продукции производят физические лица (личные крестьянские хозяйства), занятые в производстве трудоемких и менее рентабельных отраслей и обеспечивающие значительную долю в производстве отдельных видов продукции. При этом надлежащие каналы сбыта произведенной хозяйствами населения продукции в Украине пока не сформированы.
Без государственной поддержки и получения своей комплексной идентификации в законодательстве от других форм хозяйствования семейно-самозанятое фермерство не может сформировать вокруг себя необходимые институциональные механизмы — важные элементы функционирования развитого рынка и социально-ориентированной сельской экономики.
Круглые столы, рабочие группы и встречи
В сентябре членами Комитета был подготовлен и проведен круглый стол на тему «Индия — Украина: большие возможности в области АПК, здравоохранения, культуры и образования».
Во время круглого стола обсуждались вопросы привлечения инвестиций, развития и сотрудничества Украины и Индии, в частности в аграрной сфере.
В общем, для обсуждения и проработки законопроектов в рамках работы Комитета было проведено более двух десятков заседаний рабочих групп, рабочих встреч и совещаний.
Также особого внимания заслуживает рабочая группа, которая при непосредственном участии премьер-министра Украины В.Б. Гройсмана, народных депутатов Украины, членов Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений, Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, представителей Минагропрода, Минфина активно работала над минимизацией негативного влияния на с/х товаропроизводителей окончания действия специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства.
В результате указанной работы были подготовлены предложения о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины, Налоговый кодекс Украины и Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины».
Как итог, впервые за всю историю Украины Бюджетным кодексом установлено, что в течение пяти лет (2017-2021 гг.) ежегодный объем средств Государственного бюджета Украины будет направляться ??на получение прямой бюджетной дотации с/х товаропроизводителями, занятыми производством и реализацией на внутреннем рынке собственно произведенной продукции, и составит не менее 1% продукции в отрасли животноводства, овощеводства, садоводства, виноградарства, а также выращиванием и реализацией сахарной свеклы.
Принятые законодательные акты также позволят активизировать развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения.
Планы дальнейшей работы
7 февраля Верховная Рада Украины открыла шестую сессию работы парламента. К сожалению, повестка дня пленарных заседаний на эту неделю (с 7-10 февраля) не была проголосована. Но есть большие надежды, что на следующей пленарной неделе будет рассмотрен важный для аграрной отрасли пакет законопроектов: № 0906, № 2028, № 3190, № 3866, № 3157 и № 4570.
Особого внимания требуют два законопроекта, подготовленные ко второму чтению.
Проект Закона Украины № 0906 «О государственном контроле, который осуществляется с целью проверки соответствия законодательству о безопасности и качестве пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных», от 27.11.2014, целью которого является гармонизация законодательства Украины относительно государственного надзора (контроля), который осуществляется с целью проверки выполнения законодательства Украины о безопасности и качестве пищевых продуктов, кормов, здоровья и благополучия животных, в соответствии с регламентами ЕС № 854/2004, № 882/2004, № 669/2009 и Директивой ЕС № 97/78/EC.
Вместе с тем, законопроект создает фундамент для внедрения риск-ориентированной системы государственного контроля за деятельностью операторов рынка пищевых продуктов, что, в свою очередь, позволит оптимизировать расходы государства, уменьшить административную нагрузку на бизнес и обеспечить эффективное реагирование на нарушения действующего законодательства.
Без принятия данного законопроекта будет затруднен процесс имплементации положений законодательства ЕС, что может повлиять на имидж нашего государства в аспекте украинского законодательства в сфере применения санитарных и фитосанитарных мер. Кроме того, это может помешать экспорту товаров отечественных производителей в страны ЕС.
Проект Закона Украины № 2028 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отдельных вопросов правового статуса земель фермерского хозяйства» от 04.06.2015 года направлен на упрощение процедуры создания и деятельности фермерских хозяйств и предусматривает:
- предоставить право на образование фермерского хозяйства всем гражданам Украины, независимо от наличия у них соответствующего образования и опыта работы;
- законодательно закрепить статус земельных участков фермерских хозяйств как земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
- продавать земельные участки государственной или коммунальной собственности или права на них для ведения фермерского хозяйства исключительно на земельных аукционах;
- установить механизм переоформления права аренды земельных участков, которые предоставлены физическим лицам и используются для ведения фермерского хозяйства, на фермерское хозяйство как субъекта хозяйствования;
- уточнение терминологии относительно имущества фермерского хозяйства.
Таким образом, принятие законопроекта позволит снять административные барьеры при приобретении и реализации прав на землю для ведения фермерского хозяйства, что будет способствовать росту занятости, увеличению доходов местных бюджетов и обеспечению устойчивого развития сельских территорий.
На первом в этом году заседании Комитета был утвержден План работы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений на период шестой сессии работы Верховной Рады восьмого созыва.
Александр Бакуменко, народный депутат Украины, заместитель главы парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.