Рейдерство. Не так страшны слабые места, как важны сильные стороны

20 марта 2019, 09:00 3735
Анатолий Косован

В предыдущих материалах раскрыто немало оснований и слабых мест для нападений на агропроизводителей и различные виды их активов. Сегодня хотелось бы дать еще несколько общих советов для обеспечения безопасности компаний относительно посягательств посторонних лиц.

Ранее мы немного описали, как вмешательство в деятельность компании может происходить за счет попыток бывшего директора восстановиться в должности. Однако, учитывая тот факт, что директор является фактически лицом, которое непосредственно руководит компанией и имеет право на ее представительство без доверенности, в соответствии с положениями ст. 39 Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», в том числе на заключение сделок и распоряжение имуществом, с деятельностью этого лица связаны и другие риски.

Действующий на данный момент Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», а именно ч. 2 ст. 39 предусматривает, что к компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, связанных с управлением текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания участников и наблюдательного совета общества (в случае образования).

К тому же ч. 5 ст. 11 указанного закона требует указания в уставе общества с ограниченной ответственностью в т.ч. компетенции органов управления. Также согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского кодекса Украины такое же требование распространяется на уставные документы любых юридических лиц.

Итак, полномочия директора должны быть указаны в уставе юридического лица и могут быть ограничены.

Руководствуясь вышеизложенным, мы рекомендуем ограничивать полномочия директора по трем факторам:

  1. По сумме сделок, которые могут быть заключены директором без согласования с общим собранием.
  2. По предмету сделок, например: купли-продажи недвижимости, кредитные соглашения, займы, аграрные расписки, поручительства, залоги, ипотеки, расторжение и прекращение договоров аренды земли, выдача векселей и т.п.
  3. Участие и выдача доверенностей для участия в судебных заседаниях относительно тех же соглашений и прав на недвижимое имущество и иных споров, предмет которых превышает определенную сумму или касается конкретных прав компании.

Более того, ст. 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» предусматривает обязательность наличия в реестре данных о руководителе юридического лица и наличие ограничений относительно представительства им юридического лица.

Таким образом, данные об ограничении полномочий директора будут иметься не только в уставе, но и в открытом реестре. Это даст возможность учредителям компании контролировать заключение существенных сделок и совершение других действий руководителем, не позволит совершить действия с превышением полномочий, особенно соглашений с банками, сделок, требующих нотариального удостоверения и государственной регистрации. В случае же совершения сделок с превышением полномочий и без согласия общего собрания это будет достаточным основанием для признания договора недействительным.

К тому же, положением ч. 4 ст. 92 Гражданского кодекса Украины предусматриваются взыскания убытков с руководителя в случае их нанесения в результате нарушения обязанностей относительно представительства. Следует обратить внимание на тот факт, что рассмотрение таких споров ч. 1 ст. 20 Хозяйственного процессуального кодекса Украины отнесены к юрисдикции хозяйственных судов.

Чтобы избежать злоупотреблений со стороны уволенных руководителей, мы также рекомендуем проводить смену записи о руководителе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований именно на следующий день после его увольнения. Это не позволит злоупотреблять имеющейся в Едином государственном реестре записью для совершения каких-либо юридических действий после фактического увольнения.

Запись в реестре юридических лиц является не единственным местом, куда необходимо своевременно подавать информацию о смене руководителя. Не менее важным является своевременное уведомление обслуживающих банков и оперативная аннуляция ключа ЭЦП. В противном случае уже уволенный руководитель фактически будет иметь возможность воспользоваться имеющимися у него ключами для распоряжения средствами на счете компании.

Продолжая речь о личности директора, стоит поговорить не только о защите от злоупотреблений указанных лиц, но и об их защите в интересах компании.

Конечно, лучшей ситуацией для бизнеса является надежность, лояльность и даже преданность руководителя компании. Именно поэтому можно посоветовать заблаговременно провести поиск адвокатов, сколько-нибудь опытных в уголовных делах, для заключения договора о предоставлении правовой помощи. Наличие такого договора позволит значительно сократить драгоценное время для вступления защитника в любое дело с целью защиты интересов руководителя, а значит и самой компании. Заключение таких же договоров можно посоветовать и владельцам компании, которые обычно принимают активное участие в деятельности собственного аграрного бизнеса.

Следующим советом является тщательный выбор контрагентов, особенно при заключении существенных сделок относительно суммы, предмета и срока действия.

На данный момент в Украине существует более 70 открытых баз данных. Значительная часть из них может быть использована для проверки контрагентов, их надежности, наличия полномочий руководителя, наличия прав на недвижимое имущество и их ограничений, отсутствия судебных дел, налоговых залогов и долгов, исполнительных производств, дела о банкротстве и т.п. К тому же, на данный момент есть много как электронных сервисов, так и компаний, которые предоставляют комплайенс-услуги.

Именно надежность и чистота ведения бизнеса деловыми партнерами обеспечит надежность и своевременность выполнения контрагентом обязательств, уменьшит возможность злоупотребления правами по договору и избавит от дальнейших неприятных вопросов по конкретной транзакции как со стороны контролирующих, так и правоохранительных органов.

Еще одной неприятной стороной украинских реалий является давление на бизнес со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Поэтому очередным советом будет чистота ведения бизнеса, избежание нарушений и уголовных деяний, своевременное представление корректной отчетности и надлежащая уплата налогов. К сожалению, ни для кого не является секретом наличие и размер наличного рынка сельскохозяйственных культур, который в том числе возможен за счет занижения урожайности. Такие действия в том числе могут стать основанием для возбуждения уголовного дела в отношении руководства компании и соответственно использования его в качестве давления.

Кроме мер обеспечения уголовного производства и мер, таких как отстранение от должности, временное изъятие и арест имущества, содержание под стражей и т.п., не стоит забывать и о менее радикальных, но не менее действенных мерах государственного воздействия, как, например, налоговые залоги.

Так, согласно ст. 89 Налогового кодекса Украины налоговый залог возникает в т.ч. в следующих случаях:

  • в случае неуплаты в сроки, установленные настоящим Кодексом, суммы денежного обязательства, самостоятельно определенной налогоплательщиком в налоговой декларации, со дня, следующего за последним днем указанного срока;
  • в случае неуплаты в сроки, установленные настоящим Кодексом, суммы денежного обязательства, самостоятельно определенной контролирующим органом со дня возникновения налогового долга.

Право на налоговый залог стоит отдельного исследования, но главное, что следует помнить, — что согласно положениям п. 89.2 ст. 89 Налогового кодекса Украины право налогового залога распространяется на любое имущество налогоплательщика, находящееся в его собственности. По своей сути налоговый залог является остановкой расходных операций на счетах налогоплательщика и запретом отчуждения таким налогоплательщиком имущества.

Таким образом, недобросовестное отношение агропроизводителя к ведению налогового учета и отчетности, оформление сомнительных сделок без консультации с юристами, а также к своевременной уплате налогов может привести к блокированию активов компании и сделать невозможным ведение хозяйственной деятельности.

Очередным полезным советом является подготовка и обучение сотрудников. Имеется в виду проведение тренингов с целью объяснения их прав и прав представителей контролирующих и правоохранительных органов. Данный совет также касается компаний, в которых есть юрист или даже юридический отдел, ведь указанные лица не всегда бывают в офисе, или о них напуганные коллеги просто не вспоминают в критический момент. Нередки случаи, когда сотрудники компании, не будучи подготовленными к встрече с представителями государства, предоставляют им документы и информацию, не проверяя ни основания, ни полномочия, ни их документальное и надлежащее подтверждение, к тому же довольно часто предоставляется значительно больший объем информации, чем тот, который мог бы быть обоснованно предоставлен.

Лучшим предохранителем, особенно в отношении рисков, связанных с правом аренды земли, будет проведение социальной активности в населенных пунктах, где проживают арендаторы. Именно поддержка пайщиков и работа с ними активных представителей компании, достаточно часто из активных жителей населенного пункта, помогает избежать не только недовольств, но и попыток третьих лиц заключить с арендодателями параллельные договоры, получить доверенности на расторжение договоров и отмену их регистрации.

Всем известна пословица: «Один в поле не воин». Именно поэтому мы также рекомендуем производителям вступать в профильные общественные организации и объединения, самим создавать сельскохозяйственные кооперативы или присоединяться к существующим. Именно участие в таких объединениях позволит не только защитить свои активы, но и свои экономические интересы, выступить более сильным контрагентом и получить другие конкурентные преимущества.

Отдельно стоит отметить, какие же действия может совершить компания, если все-таки нападение на нее случилось.

Такими первоочередными активностями в зависимости от рисков и объектов нападения могут быть:

  1. Обращение к обслуживающим и профессиональным в аграрной сфере адвокатам.
  2. Обращение в правоохранительные органы.
  3. Обращение к антирейдерским штабам, которые существуют почти во всех областях и функционируют в период сбора урожая.
  4. Обращение за поддержкой к арендодателям.
  5. Обращение к СМИ, размещение информации в соцсетях с целью привлечения внимания правозащитников, общества и государственных чиновников.
  6. Обращение к профильным общественным организациям, сообществам, ассоциациям, союзам, членам кооперативов и т.п.
  7. Обращение к охранной компании.

К сожалению, выложить полный перечень советов для любой ситуации не представляется возможным, ведь каждый кейс индивидуален и требует персонифицированного подхода. Однако в этой серии материалов по защите агробизнеса приведены основные и важнейшие пути и методы обеспечения безопасности активов и бизнеса компании, зависящие от самого производителя. Более того, описанные действия не являются затратными как по времени, так и по финансовым ресурсам. Однако в любом случае они требуют желания обезопасить свой бизнес и системно подойти к его защите. Несмотря на изложенное и на общеизвестную истину о том, что легче и дешевле избежать нападения, чем от него отбиваться, этого не всегда достаточно для мотивации на совершение превентивных действий. Если же нам все-таки удалось убедить вас подумать о собственной защите, то обратите внимание, что только внедрение полного комплекса мероприятий даст наибольшую вероятность того, что ваша компания останется в стороне от массива информации относительно очередных рейдерских нападений.

Позаботьтесь о своем бизнесе заранее!

Анатолий Косован, управляющий партнер Kosovan Legal Group

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.