Рынок тракторов 2021 года: новый рекорд, спрос на «больших» и проблемы с сертификацией

28 декабря 2021, 07:38 4136
Олег Нестеров

Высокие цены на зерновые и масличные в последнее время оказали положительное влияние не только на аграриев, но и на поставщиков ресурсов, в частности производителей техники. Поскольку тракторы – это, так сказать, базовая необходимость любого агрария.

Следует напомнить, что после рекордных показателей в 2016-2017 годах продажи тракторов ежегодно постепенно снижались. Еще и COVID-19 внес свой вклад в данную ситуацию, приведя к временным остановкам производства техники, нарушению логистики и создавшему проблемы с производством полупроводников и микросхем, что потенциально может иметь свои последствия в последующие годы.

Но какие же результаты у нас за 2021 год, когда у нас рекордные урожаи, достаточная влажность почвы и отсутствие засухи, как в 2020 году?

Прежде всего следует понимать, что за 11 месяцев 2021 года мы уже побили рекордные показатели покупки тракторов за полные 2016 и 2017 годы, пересек границу продаж за 8800 новых единиц техники*.

*имеются в виду новые тракторы от 50 л.с. крупных производителей иностранной техники: CNH, AGCO, JD и т.д.), ХТЗ, МТЗ, Versatile (в расчет не взяты мотоблоки и минитракторы по типу DF, LOVOL).

Ряд брендов, таких как CLAAS, Massey Ferguson, МТЗ значительно улучшили свои прошлогодние показатели, продемонстрировав более чем двойной рост продаж после довольно сложного 2020 года.

В разрезе брендов, за 11 месяцев 2021 года, лидером по продажам тракторов остается МТЗ, за ним следуют John Deere и CNH.

Если анализировать лидеров продаж тракторов в разрезе мощностей:

  • 45-100 л.с. – первенство держит МТЗ, осуществляющий более 95% продаж в этом сегменте (более 5550 ед);
  • 101-150 л.с. – ключевыми игроками в этом сегменте являются МТЗ (36%), New Holland (24%) и John Deere (23%);
  • 151-200 л.с. – более 55% приобретенных в данном сегменте тракторов – John Deere, 19% – New Holland, и далее относительно равномерное распределение между Case IH, Claas и ХТЗ (в среднем по 8%);
  • 201-250 л.с. – лидером является New Holland (34% от общих продаж) и по 18% в среднем составляют продажи Case IH и ХТЗ;
  • 251-350 л.с. – ТОП-3 бренда, которые продали больше всего тракторов в данном сегменте: John Deere (51%), New Holland (19%) и Massey Ferguson (14%);
  • 351-450 л.с. – ключевыми игроками в данном сегменте являются John Deere (33%), Fendt (29%) и Claas (23%);
  • 450+ л.с. – в данном сегменте лидирующие позиции занимает Case IH (60%) и Fendt (26%)

На какие тракторы вырос спрос в 2021 году?

По результатам 11 месяцев 2021 года количество приобретенных новых тракторов мощностью более 400-500 л.с. выросло на 335% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, продажа тракторов в данном сегменте установила рекорд за минимум последние 7 лет, составив 187 единиц.

Для понимания это более чем было суммарно приобретено тракторов соответствующей мощности за период с 2015 по 2020 годы включительно (166 единиц). Конечно, возможно определенное количество единиц, еще дополнится в декабре 2021 года, но уже виден существенный рост покупки новых тракторов по сравнению с прошлыми годами.

Выведению новых моделей на рынок быть?

В июле с принятием приказа Минэкономики от 08.07.2021 №210 было отменено назначение органов по оценке соответствия (ГП «УкрЦВД» и ГП «НТЦ «АгроСЕПРО» НААН) на выполнение работ по оценке соответствия требованиям технических регламентов и выдачу сертификатов утверждения типа для тракторов.

Де-факто, это документ, который издавался органом для оценки соответствия, подтверждал соответствие модельного ряда тракторов (или партии или отдельной единицы) требованиям регламентов и являлся по существу допуском на рынок. Документы на его основе, выдаваемые уже производителем или дилером (сертификат соответствия), позволяли в дальнейшем ставить на учет приобретенные тракторы, использовать технику в качестве залога в банках и т.д.

Соответственно, у производителей и поставщиков техники возникли сложности с выводом на рынок новых образцов и моделей техники, которые планировались на осень и новый сезон в начале 2022 года. Первоочередной задачей для решения этого вопроса является принятие законопроекта №6070-1, за который, к сожалению, не получилось проголосовать в этом году и его голосование и принятие окончательно откладывается на 2022 год.

Принятие этого законопроекта открывает возможность проводить испытания, оценку и проверку производства с/х и лесохозяйственных транспортных средств в рамках процедуры оценки соответствия не только назначенным государственным структурам, но и уполномоченным частным испытательным учреждениям.

Итак, что мы имеем?

При общении с представителями производителей и поставщиков тракторов становится ясно, что следующий год будет не менее активен как на рынке, так и в правовом поле, поскольку есть необходимость изменений в законодательстве. Конечно, в 2021 году мы уже имеем последствия от проблем с получением сертификатов утверждения, и новые модельные ряды и единичные образцы или партии, ранее сертифицировавшиеся отдельно, не смогли попасть на рынок Украины. Поэтому аграрии, которые планировали покупать новейшие образцы техники, вынуждены были переключаться на модели, ранее сертифицированные в Украине. Однако, как уже отмечалось, уже есть заказы, которые перенесены на июль 2022 года, и спрос не уменьшается. Главное – чтобы не было проблем с производством и законодательных преград.

Олег Нестеров, координатор комитета по технике ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса"

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.