Открытие рынка земли — неизбежный процесс, но... торопиться нужно не спеша

02 ноября 2015, 10:15 2211
Вадим Ивченко

Земельная реформа — это комплекс правовых, экономических, экологических, аграрных, технических и организационных мероприятий по созданию условий для развития многоукладности в экономике, справедливого и обоснованного перераспределения земель, перехода к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами.

Данная цель земельной реформы определена и законодательно: «Создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель с одновременной передачей их в собственность». 

Открытие рынка земли — это неизбежный, эволюционный процесс. Но начинать его в условиях экономического кризиса, несовершенного законодательства и агрессии со стороны соседнего государства — это идеальные условия для распродажи земель фактически за бесценок. Снятие моратория также даст толчок распространению «земельного рейдерства» и ускорит отток населения из сел, поскольку наличие в собственности земельных участков и получения арендной платы за них, особенно в натуральной и отработочной формах, являются теми факторами, которые держат людей в сельской местности, дают им возможность вести хозяйство.

Политическая цель и задачи аграрной и земельной реформ — формирование среднего класса на селе и повышение доходов сельского населения. Однако, по мнению зарубежных ученых, снижая среднюю площадь земельных угодий, реформа порождает тенденцию к снижению возможностей использования для роста эффективности сельского хозяйства крупного производства. Это снижает экономический рост в целом.

Давайте рассмотрим опыт по проведению земельной реформы нашей ближайшей соседки — Польши.

Польша является средней по площади страной в Центральной Европе — 312,7 тыс. км и количеством населения — 38,5 млн человек, занимает 6 место в Европе как по численности населения, так и по занятой территории. По количеству сельскохозяйственного населения Польша занимает первое место в Европейском Союзе, а также второе (после Румынии) по количеству фермерских хозяйств. Занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах в 2,5 раза больше доли работающих в этих секторах в ЕС. Отличие сельского хозяйства — значительная раздробленность — средняя площадь сельскохозяйственных угодий, приходящаяся на 1 хозяйство, увеличивалась постепенно и составила в 2013 году 10,2 га сельхозугодий (в 2011 — 9,1 га, а в 2002 — 5,8 га.) Несмотря на некоторое ускорение концентрации, около половины хозяйств Польши (52,5%) используют не более 5 га сельскохозяйственных угодий.

Все эти шаги стимулируют создание на основе семейных ферм системы сельскохозяйственной обслуживающей кооперации и улучшают занятость на селе.

Несмотря на свободный оборот земель и возможность заключать все сделки с землей, в Польше существует основа для государственного контроля в целях рационального использования земель. Так Акт об Организации аграрной системы от 16 июля 2003 года определил приоритетные задачи государственной земельной политики: 1) улучшение структуры фермерства, 2) препятствования концентрации имущества у одного хозяина; 3) занятия сельскохозяйственной деятельностью в соответствии с квалификацией. Акт определяет, что индивидуальный фермер должен быть собственником или арендатором земельного участка площадью не более 300 га, управлять фермой лично и иметь соответствующее образование и квалификацию.

Чаще всего, частные владельцы или являются производителями продукции, или сдают в аренду маленькие участки земли (в среднем 3 га) на условиях краткосрочной аренды, мотивом является оплата налога на землю, цена аренды составляет €50-120 за га. В среднем, около 2% фермеров работают на арендованной земле, и 14% одновременно на собственной и частично арендованной земли.

А в Украине большинство целей земельного реформирования и до сих пор остаются не достигнутыми, в частности:
- не произошло усовершенствования земельных отношений в сельскохозяйственном производстве;
- дальнейшее реформирование земельных отношений в городах и других населенных пунктах происходит преимущественно в направлении приватизации земель территориальных общин, которое нередко осуществляется в условиях «коллективной безответственности» распорядителей земли;
- ограниченный характер имеет кредитования под залог земли, в том числе ипотечное кредитование;
- сохраняется неэффективный механизм взимания платы за землю;
- не производится мониторинг земель, не установлен порядок ведения государственного земельного кадастра;
- очень несовершенным остается землеустроительное обеспечение проведения земельной реформы;
- нельзя считать эффективной созданную систему государственного управления земельными ресурсами;
- массовость нарушений земельного законодательства и норм рационального природопользования свидетельствует о несовершенстве организационно-правовых механизмов контроля за использованием и охраной земель;
- остается незавершенной нормативно-правовая и методическая база развития земельных отношений.

Кризисное состояние наблюдается также в использовании особо ценных земель, к которым относятся наиболее продуктивные почвы, земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земли природно-заповедного фонда и историко-культурного назначения.

Так, в современных условиях проблема упорядочения земельных отношений в Украине является чрезвычайно актуальной, и от ее решения зависит развитие аграрного сектора экономики. Тот факт, что Украина является аграрной страной и имеет одни из лучших по плодородию земель в мире, еще больше актуализирует вопрос создания действенного механизма земельных отношений, который стимулировал бы до максимального эффективного использования и сохранения земельных угодий. По сути, это и есть основной задачей земельной реформы в Украине.

За последние 24 года экономика в земельной сфере вполне задавила вопросы развития территорий, а ведь именно эта сфера остро нуждается в четком плане и четких правилах работы.

Мы не должны отбирать землю у украинского крестьянина. Нужно законодательно закрепить приоритетное право на приобретение земельных участков сельхозназначения лицам, которые связаны с аграрной деятельностью, имеют соответствующее образование и опыт хозяйствования, проживающих в той местности, где желающих приобрести земельный участок. Также нужно передать земли в распоряжение местным советам, решить вопрос выморочного наследства, уничтожить теневой рынок использования земли и дать равный доступ к земле и большим, и мелким сельхозтоваропроизводителям.

Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.