Самовольное или мимовольное занятие земель?

17 февраля 2020, 07:01 7914
Эллина Юрченко

Правительство планирует увеличить в 5 раз штрафы за самовольное занятие земель.

Мониторинг земель будет осуществляться с использованием спутниковых съемок. Конечно, приятно узнать, что в сфере государственного контроля внедряют инновационные технологии. Но надо разобраться и с правовыми аспектами. Всегда ли у человека, который привлекается к ответственности за самовольный захват земли, был умысел, возможно, он невольно стал пользоваться земельным участком без достаточных правовых оснований? Изменения, которые планируются в сфере контроля за самозахватом земли, рассмотрим ниже.

За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная или уголовная ответственность, которая зависит от размера причиненного вреда ее законному пользователю или владельцу. Штрафы за такое административное правонарушение остаются незначительными — от 170 грн. Если нанесенный ущерб в 100 и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, то есть от 202 700 грн, то виновное лицо привлекается к уголовной ответственности. В таком случае, к виновному может применяться штраф или даже арест до 6 месяцев, а если преступление совершено лицом, ранее судимым за самовольный захват земельного участка, предусмотрена санкция в виде ограничения свободы на срок от 2 до 4 лет или лишением свободы на срок до 2 лет.

Самым интересным есть то, что планируются изменения в расчете размера ущерба от самовольного занятия земельного участка, а именно увеличение в 5 раз. Поэтому, возможность привлечения лица к уголовной ответственности значительно возрастает.

Сейчас на сайте Держгеокадастра размещен для общественного обсуждения проект постановления Кабинета Министров Украины, где предусматриваются изменения в Методике определения размера вреда, причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению и снятия почвенного покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения. Предполагается, что расчет размера причиненного ущерба будет проводиться с новыми показателями сумм среднегодового дохода.

Последний раз показатели доходности от использования земель с соответствующим местоположением и целевым назначением определялись в 2007 году. В результате роста общего уровня потребительских цен, инфляции и снижения покупательной способности денежной единицы, такие показатели не соответствуют современным уровням доходов от использования земель. Именно поэтому, проводится индексация показателей среднегодового дохода и среднегодового дополнительного дохода с применением индекса потребительских цен (индекса инфляции) за 2007-2018 годы.

К показателям среднегодовых доходов от использования земель применяется коэффициент 4,6036. В результате, размер ущерба от самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению и снятия почвенного покрова (плодородного слоя почвы) без специального разрешения увеличится почти в 5 раз. Это, по мнению разработчиков проекта нормативно-правового акта, обеспечит выполнение земельным законодательством своих функций, а именно: защита прав землевладельцев и землепользователей; предотвращение правонарушений в сфере использования и охраны земель; усиление защиты земли, как материальной основы национального суверенитета, от противоправных посягательств.

Но для того, чтобы земельное законодательство в полной мере выполняло свои функции по защите прав землевладельцев и землепользователей, оно должно надлежащим образом урегулировать правоотношения землепользования. Существуют законодательные пробелы и коллизии, при которых добросовестный землепользователь может быть признан виновным в самозахвате земли. Прежде всего, это связано с избыточной зарегулированностью арендных правоотношений и их негибкостью.

Все начинается с установления 7-летнего минимального срока аренды земли. Лица не могут взять в пользование земельные участки на меньший срок и заключают с землевладельцами понятийные соглашения, по которым приобретают право пользования на короткий период. По таким сделкам не производится регистрация прав землепользования, поэтому контролирующие органы не видят оснований для законного землепользования и притягивают землепользователя к ответственности.

Также шатким моментом является этап окончания срока действия договора аренды земли или эмфитевзис, когда землепользователь успел посеять, но не успел собрать урожай. В соответствии с законодательством плоды и доходы землепользователя, полученные от хозяйственной деятельности на земельном участке, является его собственностью. В то же время землепользователи закрепляют в договорах аренды и эмфитевзиса свое право на сбор урожая, а также обязанность землевладельцев предоставить им право собрать урожай после окончания срока действия договора.

Но даже если стороны договора договорились о таких условиях, контролирующие органы все равно могут привлечь землепользователя за самовольный захват земельного участка или его несвоевременное возвращение, поскольку по данным государственных реестров срок права пользования уже закончился и землепользователь не имеет правовых оснований продолжать пользоваться земельным участком. Учитывая это, землепользователи требуют законодательных гарантий их прав на урожай после окончания срока действия договора. Сейчас существуют отдельные случаи, когда посторонние лица заезжают в поле и собирают урожай, а у землепользователя, срок пользования землей которого закончился, нет доказательств, что против него совершено имущественное преступление.

Учитывая вышеуказанные проблемы, можно прийти к выводу, что самозахват земли не всегда является умышленным, а может быть следствием ряда недостатков в правовом регулировании землепользования. Поэтому, чтобы достичь поставленной цели в обеспечении выполнения земельным законодательством своих функций по предотвращению правонарушений в сфере использования и охраны земель и усиления защиты земли, нужно начать прежде всего с защиты прав землевладельцев и землепользователей. Необходимо предусмотреть в законодательстве следующие положения:

— право лиц на приобретение в пользование земельных участков на короткий срок;

— право землепользователя собрать урожай после окончания срока договора и обязанность землевладельца предоставить землепользователю такую возможность.

Эллина Юрченко, эксперт по земельным вопросам УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.