До 2019 года здания и сооружения сельхозпроизводителей не облагались налогом на недвижимость, если она использовалась непосредственно в сельскохозяйственной деятельности (ст. 266 Налогового кодекса Украины). Но когда в стране ввели налог на недвижимое имущество, практическое применение этой нормы привело к ее неоднозначному трактованию как фискальной службой, так и самими налогоплательщиками. Например, одним из наиболее частых споров стало начисление налога на сельхознедвижимость собственникам, которые передают такую недвижимость в пользование третьим лицам или по факту не являются сельхозпроизводителями.
Фискальная служба, а позже и административные суды определили окончательный список требований к плательщикам, которые могут не платить налог на недвижимость. Их всего два:
1. Недвижимость должна непосредственно использоваться в сельскохозяйственной деятельности.
2. Плательщик, который претендует на льготу, должен быть производителем сельхозпродукции.
То есть, теперь плательщику налогов кроме выполнения требования о целевом назначении недвижимости, надо еще доказать, что он эту недвижимость использует в своей собственной, сельскохозяйственной деятельности.
Поэтому для устранения неоднозначного применения положений. ст. 266 Налогового кодекса, внесли изменения в эту норму. Текущая редакция этой статьи запрещает собственникам недвижимости сельхозназначения применять льготу, если по факту эта недвижимость передана в аренду, лизинг или ссуду.
Такие изменения должны избавить реальных товаропроизводителей в АПК, от претензий со стороны фискальных органов по уплате налога на недвижимость. Что же касается собственников недвижимости сельхозназначения, которые просто передают ее в аренду и получают за это доход — для них остается, все меньше возможностей оптимизировать уплату налога на недвижимость.
Елена Калинина, старший юрист ILF
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.