То есть, говоря простым языком, если детям прививать любовь к земле с помощью интересных компьютерных игр вместо бесконечных танковых сражений и всевозможных звездных воин, то будущее поколение будет более мирным и дружелюбным.
Поскольку, как твердят психотерапевты, все наши беды — следствие детских травм, решил проанализировать свои детские игры в сельской местности на севере Черниговской области. Думаю, что подобные игры во времена кончины совка были распространены повсеместно, но не берусь этого утверждать, поскольку туризмом тогда у нас в стране и не пахло, соответственно, выезжать получалось лишь в пионерские лагеря. Но это уже другая история.
Вот основное, что запомнилось из моего детского гейминга.
1. Шестимесячная зима, снег и лыжи
До школы без малого три километра, зимой было два варианта попасть в нее — или колхозный автобус, который выезжал за два часа до начала занятий, или лыжи. В силу отсутствия в сельской школе спортзала все занятия по физкультуре проходили тоже на чертовых советских лыжах с постоянно поломанными креплениями и порванными зимними ботинками. До сегодняшнего дня на лыжи смотрю с легкой икотой. Приезжая в школу колхозным автобусом за два часа до начала занятий, круто было первым прибежать к зданию и приложить язык к замерзшему стальному замку на двери, оставляя потом кусок языка на замке. Хоть убейте меня, но до сих пор не понимаю этого садомазохического акта и кто его да и с какой целью придумал.
2. Лето, огонь и карбид
Помимо классической летней игры в футбол, сельские дети вечером стабильно собиралась на церемонию разжигания огня в укромном от родителей месте и устраивали реальные артобстрелы со всеми под руку попавшимися предметами. Особой популярностью пользовались карбид и шифер, стыренные с соседней колхозной свинофермы. Вообще, в огонь бросали все, что стреляло. Из дому приносили баночки с дихлофосом и устраивали газовые атаки, со школьной химии тянули какой-то магний и делали бенгальские огни, смешивая его с нежно отрезанными спичечными головками. До сегодняшнего дня удивляюсь, как никого не убило осколками шифера.
3. Юные электрики
В эпоху развитого социализма на животноводческих фермах было модно ставить электроограждения на пастбищах для животных. Не помню, чтобы это как-то повлияло на производительность в животноводстве, но пролезть, а потом и перепрыгнуть через электропровода считалось верхом мастерства. Черниговских сельских Гарри Поттеров не пугали резкие удары током по интимным местам, поскольку, как известно, секса в Союзе не было, и предназначение половых органов, о чем по секрету рассказывали старшеклассники, не вызывало ярко выраженного желания их уберечь.
4. В ожидании атомной войны
Уроки гражданской обороны населения от атомной угрозы американцев и вторничная политинформация не проходили зря: в детстве в лесах партизанской славы за селом мы стабильно рыли землянки с туннелями и запасами продовольствия на случай внезапного нападения врага. Поскольку враг из Штатов не приходил, все сооружения обычно разваливали пришельцы из соседнего села, что вело к напряжению отношений между населенными пунктами.
5. Школьные перемены
Весной и осенью ограничивались выходом во двор и насмешками с элементами издевательств над учениками младших классов, а в зимний период тотального авитаминоза и в силу отсутствия каких-либо развлечений в сельской школе — даже нечего вспомнить, кроме пионерских линеек.
Этот список можно продолжать до бесконечности. Я очень рад, что у нынешних детей и молодежи совсем другие возможности и цели. Уверен в том, что они сделают наше общество добрее и правильнее. Давайте им в этом поможем. В том числе хорошими компьютерными играми.
P.S. В этом году хочу поучаствовать в молодежном конгрессе компьютерных игр в Баварии. Впервые. Спасибо, Михаэль Хорш, за приглашение. Не исключено, что это даст толчок для инвестиций в компьютерные игры, основанные на сельскохозяйственном производстве.
Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.