Серый экспорт зерна в Украине: причины и следствия

15 февраля 2018, 07:05 5765
Андрей Попов

Проблема «серого» экспорта зерна в Украине существует не первый год. По данным различных экспертов и бизнес-ассоциаций, от 30 до 40% зерновых мы экспортируем неофициально. Так или иначе, это большие цифры. И большие деньги, которые теряют легальный агробизнес и украинский бюджет. Эксперты юридического департамента аудиторско-консалтинговой компании Kreston GCG объяснили, почему так происходит и что можно предпринять для решения проблемы.

Откуда берется «тень»?

Существует множество факторов, провоцирующих развитие нелегальных операций с зерном в Украине. Но все они вытекают из одного, а именно — отсутствия эффективного государственного регулирования рынка зерна.

В частности, болевой точкой украинских экспортеров зерна являются валютный контроль и возмещение НДС. Последний, несмотря на введение автоматического режима, все же полностью не исключает человеческий фактор, а соответственно, и коррупционные риски.

В сфере валютного регулирования в Украине следует учитывать, что выручка украинских компаний в иностранной валюте от экспорта продукции подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах, но не позднее 180 календарных дней с даты оформления (выписки вывозной таможенной декларации) такой продукции (ст. 1 Закона № 185 «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» с учетом п. 1 Постановления № 410 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины»). Нарушение этих сроков влечет за собой взыскание пени за каждый день просрочки в размере 0,3% от суммы неполученной выручки в иностранной валюте, пересчитанной в гривню по курсу НБУ на день возникновения задолженности. При этом банки не имеют права снимать с валютного контроля экспортные операции на основании документов о прекращении обязательств зачислением встречных однородных требований.

Кроме того, до июня 2018 года было продлено требование НБУ обязательной продажи выручки резидентов-юридических лиц в иностранной валюте, поступившей из-за границы, в объеме 50% (Постановление НБУ № 129 от 13.12.2017 «О введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте и установлении размера обязательной продажи таких поступлений»).

Также большой проблемой для отечественного экспортера является процедура получения сертификата происхождения и прохождения экологического контроля для зерна. Оформление таких документов требует времени, что, опять же, затягивает процедуру вывоза зерна за рубеж. В связи с этим экспортеры часто получают сертификаты в регионах, что немного удешевляет стоимость экспорта.

Помимо налоговой системы и валютного контроля, в Украине также есть проблемы с транспортировкой. Из-за несоответствия логистических маршрутов современным требованиям аграрного экспорта нынешние расходы на перемещение зерна от линейных элеваторов к портам Черного моря примерно на 40% превышают подобные расходы во Франции или Германии и на 30% такие же расходы в США. В результате формируется такая цена на зерно, которая не позволяет украинским производителям и экспортерам достойно конкурировать на мировом рынке.

Все это вместе вынуждает многих аграриев уходить «в тень». Потому что незаконные схемы позволяют экономить не только финансовые средства, но и время. И дело не только в минимизации налогообложения — фермеры, действуя в обход валютного контроля, продают зерно за наличные доллары по рыночному курсу, который зачастую выше курса НБУ. И при этом нет необходимости переводить валюту в гривню. При желании фермер может спокойно хранить заработанную валюту в наличной форме, тратя или реинвестируя средства по мере надобности.

Для уменьшения налогов украинские экспортеры зерна используют различные схемы. В частности, создают цепочки из нескольких компаний, связанных договорами, как украинских, так и иностранных, в том числе из низконалоговых юрисдикций. Налоги для экспортеров в этой схеме могут быть уменьшены на этапе ценообразования: украинские компании продают товар конечному покупателю через цепочку компаний-нерезидентов, в том числе из низконалоговых юрисдикций, на которых остается основная доля прибыли экспортеров.

Форма контракта имеет значение

К сожалению, на этом трудности украинских экспортеров не заканчиваются. Многие из них, например, часто сталкиваются с проблемой неправильного оформления договоров о поставках. Так, в мире давно существуют стандартные формы составления контрактов, разработанные GAFTA (Международная ассоциация торговли зерном и кормами) и FOSFA (Федерация ассоциаций торговли масличными культурами, семенами и жирами). Предложенные ими нормы оформления документации позволяют четко отобразить коммерческие условия сделки — такие как цена, количество и качество товара, спецификация. Важно отметить, что все стандартные договоры GAFTA и FOSFA содержат условие применения права Англии, которое включает гибкие и понятные правила, известно в мире своим бизнес-ориентированным применением и наилучшим образом подходит для торговли сырьевыми товарами. Кроме этого, условия стандартных договоров детально продуманны и сбалансированы, учитывают интересы продавцов и покупателей, содержат понятную для трейдеров терминологию и процедуры. И использовать эти стандартные договоры может любая компания, независимо от того, является она членом GAFTA или FOSFA.

В Украине этими нормами часто пренебрегают. А представители мелкого и среднего бизнеса зачастую даже не в курсе их существования. В результате, они заключают некачественные договора, в которых не все прописано или прописано с невыгодной для фермеров стороны. Итогом становятся непредвиденные ситуации, связанные с неплатежами, поставкой с нарушением сроков или условий хранения зерна, воровством.

Дополнительные трудности украинских экспортеров зерна, особенно мелких, связаны с отсутствием надежных партнеров за границей. Государство через различные отраслевые министерства, комитеты, подразделения, равно как и Торгово-промышленные палаты Украины могло бы поддерживать украинских экспортеров зерна, в том числе и через свои торговые миссии и представительства в различных странах. Но, к сожалению, пока эти возможности не реализуются.

Остро стоит вопрос отсутствия финансирования или возможности доступного кредитования для производителей зерна в Украине. Это касается как крупных экспортеров, так и мелких. Также в нашей стране государством слабо поддерживается или совсем не поддерживается и, следовательно, не развивается отрасль экономики по переработке сельхозпродукции, в частности зерна.

Куда смотрит государство?

Сказать, что правительство бездействует в решении проблем с зерновым экспортом, было бы несправедливо. Попытки стимулировать бизнес-климат в соответствующей сфере предпринимаются постоянно. Особенно существенные изменения произошли в 2014-2015 гг., когда начали действовать автономно-торговые преференции ЕС для Украины и правительство стало проводить дерегуляцию отрасли.

Например, была отменена обязательная сертификация качества зерна и продуктов его переработки, а также сертификация соответствия услуг зернохранилищ. В 2015 году Министерство аграрной политики и продовольствия Украины разработало «Единую комплексную стратегию развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015-2020 гг.». Основные принципы агрореформы: евроинтеграция, дерегуляция, разгосударствление и эффективность управления государственными активами. К сожалению, многие идеи, прописанные в документе, до сих пор не реализованы.

Помимо этого, государство расширило группу субъектов, имеющих право на возмещение НДС. Это решение, впрочем, создало дисбаланс на зернорынке. Поскольку зернотрейдеры не имели права на возврат НДС при экспорте, государственная поддержка отечественного производителя сводилась к поддержке отдельных компаний отрасли.

С 1 января 2015 отменено возмещение НДС, а до конца 2017 года все операции по экспорту зерновых были освобождены от соответствующего налогообложения. После этого был отменен обязательный порядок получения карантинного сертификата для перемещения зерна внутри страны, который часто использовался в коррупционных целях. В этот же период правительство сократило срок получения фитосанитарного сертификата до 24 часов, вместо существовавших ранее 5 дней. Для сравнения: в странах ЕС эта же процедура занимает 2 часа. Тем не менее, нововведение уменьшило сроки простоя транспорта и позволило снизить потери экспортеров за оплату фрахта судов.

Регулярно предпринимаются попытки договориться с государственными представителями различных стран о предоставлении более благоприятных условий для украинских экспортеров, увеличения торговых квот и получения дополнительных торговых преференций. Но пока они не дают ожидаемого результата. По отзывам наших иностранных партнеров, это — результат слабости украинской законодательной базы по регулированию экспорта сырья, высокого уровня бюрократии и коррупции.

Украинские чиновники также пытаются урегулировать вопрос «серого» экспорта на государственном уровне как через налоговую политику путем введения квот, ограничений или запретов, повышения налоговых ставок, так и через отраслевые локальные нормативные акты. Периодически мы читаем в новостях о том, как налоговые органы раскрыли те или иные схемы «серого» экспорта зерновых, в которых использовались схемы, позволяющие уклоняться от уплаты налогов в Украине.

Все это доказывает, что государство работает в направлении решения проблем зернового экспорта. К сожалению, не все принятые меры оказались одинаково удачными. Некоторые нововведения устанавливают привилегированное положение для одних участников зернового рынка и ущемляют права других.

Самый яркий случай — арест фискалами в 2015 году готовящихся к отправке партий зерна трех крупнейших иностранных трейдеров, работающих в Украине (Bunge, Glencore, Louis Dreyfus). Выяснилось, что посредники этих компаний в Украине нелегально скупали зерно через офшорные схемы. Таким образом, из-за «серого» экспорта пострадали крупные и уважаемые компании.

Что важнее, большинство предпринятых мер носят локальный характер. Они позволяют решить лишь часть проблем, в то время как общая картина рынка остается без изменений.

Согласно ст. 25 ч. 2 «Хозяйственного кодекса Украины», органам государственной власти и местного самоуправления, которые регулируют деятельность в сфере хозяйствования, запрещено принимать акты или совершать действия, которыми определяется привилегированное положение субъектов хозяйствования той или иной формы собственности или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования, или иным способом нарушают правила конкуренции. А в случае нарушения этого требования органы антимонопольно-конкурентного законодательства, а также субъекты хозяйствования могут оспаривать такие акты в установленном законом порядке.

Итог

Причины активного развития «серого» экспорта зерна в Украине кроются в неэффективном государственном контроле зернового рынка, в частности — в сложной и непродуманной системе налогообложения. Нет и эффективной государственной поддержки легальных украинских экспортеров, в том числе малых и средних. Последним своими силами сложно найти надежных партнеров за рубежом, зато легко нарваться на мошенников.

Тем не менее, украинское аграрное сообщество уже готово к решению проблемы. Предприниматели давно призывают правительство к совместному разрешению накопившихся трудностей и созданию в Украине эффективного рынка экспорта зерна. Что, в частности, доказало и январское заседание Комитета Американской торговой палаты (ACC) в Украине.

Компания Kreston GCG, в свою очередь, готова поддержать украинских производителей и экспортеров зерна путем предоставления профессиональных консультаций в юридической сфере, в направлении проверки безопасности (forensic), налогового консалтинга и вопросов трансфертного ценообразования (ТЦО). Мы также готовы оказать правовую помощь в разработке законных способов налогового планирования, составлении контрактов, сопровождении сделок украинских экспортеров на агрорынке и разрешении спорных ситуаций.

С полным спектром услуг компании Kreston GCG можно ознакомиться на сайте компании и связавшись с нами по телефону или посредством социальных сетей.

Андрей Попов, партнер Kreston GCG

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.