Мой ответ на этот вопрос основан исключительно на личном 10-летннем опыте в области рекрутинга и Executive Search, и он таков: явно выраженной сезонности в нашем бизнесе нет. Особенно это касается проектов Executive Search. Поиск по таким проектам может длиться очень долго — от пару месяцев до года, а то и больше. В зависимости от уровня должности и готовности рынка и кандидатов к скорым изменениям. В моем кейсе самый долгий период от получения запроса от клиента до успешного выхода кандидата на работу составил 1,5 года.
Но чаще, конечно, мы имеем дело с более жесткими дедлайнами. В среднем, реализация проекта Executives Search составляет от 2-х до 6 месяцев. Запрос на такой поиск может поступить в любой сезон года, даже в предновогодний период. Разве что майские праздники могут считаться временем, в течение которого наша бизнес-активность снижается. Но эти неделю-две я бы не называла сезонным спадом.
Для старта поиска топ-менеджера у компании может быть несколько причин:
1. Структурные изменения, приводящие к пониманию необходимости введения новых ролей в бизнесе. В том числе — формирование наблюдательных советов.
2. Выход на наш рынок международных игроков, которым необходим представитель в Украине.
3. Окончание контракта с действующим сотрудником и отсуствие у компании возможности его продления.
4. Неудовлетворительная оценка существующего топ-менеджера по итогам какого-то периода и недополучение ожидаемых результатов. Чаще — это финансовый год, который не привязан к календарному, и может начинаться и, соответственно, заканчиваться в разных странах в разные периоды.
5. Принятие решения о перемещении руководителя на другую позицию в рамках этой же компании или в другой регион (экспансия, усиление, и т.д.). Чаще это происходит в международных компаниях.
6. Уход сотрудника по собственному желанию — в связи с переходом в другую компанию, переездом или по другим причинам.
7. Поиск экспата (иностранного специалиста) для реализации конкретных задач предприятия, которые локальные специалисты не могут решить, так не имеют аналогичного опыта.
Все эти поводы могут возникнуть в абсолютно любое время года и, соответственно, не будут иметь сезонных особенностей. Но существуют также отдельные бизнесы и индустрии, в которых важны, заранее понятны и определены сроки желаемого выхода менеджера в компанию.
В первую очередь, к таким секторам относятся аграрные компании, которые имеют временные производственные циклы. Соответственно, поиск руководителей на вакансии, связанные с управлением агропроизводством, должен быть завершен перед началом сезона. Как правило, основные назначения в аграрном бизнесе приходятся на период с конца осени и до конца зимы, а в дистрибуторских компаниях в агросфере — до конца января-середины февраля. Позиции в «поддержке» бизнеса, такие, например, как маркетинг, HR, финансы могут открываться в течение года в любое время.
В ритейле скорее не будет смены и новых назначений на основные позиции, обеспечивающие эффективное выполнение основных операционных процессов, в период с начала осени до конца января — это сильный бизнес-сезон новогодних продаж, и к нему готовятся заранее.
Сфера образования имеет четкий период начала и окончания бизнес-активностей, в этой сфере лето — очень тихий период. И новые топ-позиции (как правило, в приватной сфере образования) уже заполнены перед началом осени. Но, конечно, бывают и интересные назначения в течение годового учебного процесса.
А такие индустрии, как ИТ, медицинские услуги, тяжелая индустрия — работают, как правило, в одном темпе круглый год.
Исходя из указанных тенденций, и кандидаты, и компании могут лучше и эффективнее планировать поиск нового сотрудника или переход на новую должность, в том числе в смежных или совершенно других индустриях.
Поэтому, для кандидатов не стоит задаваться вопросом — когда выходить на свободный рынок труда. Для топ-менеджеров поиск работы может быть достаточно долгим, от нескольких месяцев и до года — полутора. Часто это связано не с отсутствием предложений, а с затяжным периодом переговоров, которые могут занимать от нескольких недель до полугода. Чем выше позиция — тем больше времени занимают процессы, связанные поиском, переговорами, нахождением общего видения. Если есть внутренняя готовность к изменениям или просто техническое понимание, что, скажем, через полгода контракт заканчивается, стоит смотреть на рынок и изучать возможности заранее.
А для компаний важно понимать, что поиск на серьезные позиции сегодня — это достаточно сложный процесс, требующий временного ресурса не столько на собственно поиск, сколько на процессы, связанные с переговорами, оценкой (двусторонней) и возможностями кандидатов быстро принимать предложения о работе.
Анна Нестерчук, управляющий партнер и соучредитель рекрутинговой компании «Бизнес Актив»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.