Соответственно, вопрос о том, какую заработную плату будет получать госсекретарь министерства или другого центрального органа исполнительной власти, будет стоять не менее остро, чем вопрос о зарплате нынешних топ-менеджеров госпредприятий.
И мы как общество должны ответить на два ключевых вопроса. Первый: какой уровень зарплаты должен быть у топ-менеджеров и менеджеров среднего звена государства? Второй: как сделать так, чтобы вложенные в них деньги принесли результат для страны, а не были выброшены не ветер?
Все в Украине прекрасно понимают, что поднимать заработную плату государственным служащим нужно, в том числе и высшим управленцам страны. Это является обязательным условием запуска и реализации реформы госслужбы. Но до какого уровня нужно поднять оплату их труда, и сможет ли бедная страна, такая как Украина, позволить себе дорогих государственных топ-менеджеров?
Заработная плата топ-менеджеров госпредприятий должна соотноситься с прибыльностью госпредприятий, и если деятельность госпредприятий является высокоэффективной, топ-менеджемент должен получать бонусы по результатам работы госпредприятия за год. С топ-менеджементом страны немного по-другому — их зарплаты должны соотноситься с уровнем ВВП страны, уменьшением внешнего долга и ростом золотовалютного запаса страны. Если их вклад растет, растет и ВВП страны, и тогда есть основания для роста их заработных плат. Но когда пенсионер получает около $44 в месяц, а среднее жалование по стране в районе $150, то платить топ-менеджеру страны около $15 тыс. и более в месяц — это социально безответственно по отношению к 43 миллионам украинцев.
Нужно четко понимать и помнить, что во всех странах уровень оплаты в госсекторе ниже на 20-30%, чем в частном.
Государственная служба — это служение народу, а не бизнес. И если мы хотим реальных кардинальных изменений в стране, на госслужбу и топ-позиции страны должны прийти люди, которые готовы и хотят служить для других — это должна быть ключевая их мотивация. Если же их мотив — получение высоких заработных плат, то им на госслужбе не место.
По мнению эксперта, если человек, сделав успешную карьеру вне государственного сектора, решил идти на службу государству — он должен быть готовым к тому, что на время работы в госслужбе, даже на топ-позициях, он не будет зарабатывать так, как зарабатывал в бизнесе до этого. И этот выбор очевиден.
Не более чем иллюзией является то, что высокий уровень оплаты является залогом найма на госслужбу высокоэффективных менеджеров. За время реформ из бизнеса пришел не один десяток эффективных топ-менеджеров, но, по факту, ни в одной из сфер реальных трансформаций не произошло. И вопрос не в том, что нет политической воли, или реформаторов мало, а в том, что система сопротивляется, а это как раз и есть признак уровня эффективности данных топ-менеджеров. Эффективный не тот, кто эффективный при благоприятных условиях, а тот, кто в сложных, а порой в очень сложных условиях находит решения и создает рост. Вызовы, риски и сложности создают и закаляют лидеров.
Жанна Балабанюк, член Экспертно-консультативного совета при Национальном агентстве Украины по вопросам государственной службы, гендиректор консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.