Начну с краткой информации об обязательствах Украины перед ВТО в части внутренней поддержки сельхозпроизводителей. Украина обязалась тратить на свое сельское хозяйство не более 3,043 млрд грн (по терминологии ВТО, это — Связанный агрегатный показатель поддержки (САПП)), причем эти обязательства в гривне, а не в долларах.
Иными словами, девальвация гривни никоим образом не влияет на объем разрешенной поддержки. Кроме того, для Украины действует 5% порог в расчете текущего агрегатного показателя поддержки — САПП. Например, если совокупный объем связанной с определенными продуктами внутренней поддержки меньше 5% валового с/х выпуска, то этот объем не засчитывается в САПП.
Для Украины САПП рассчитывался на основе базового периода — 2004-2006 гг. И объем льгот по спецрежиму НДС значится в таблицах расчета САПП как наибольший среди других программ поддержки. Однако этот объем не был засчитан в САПП, поскольку в то время он (вместе с другими программами поддержки) не превышал 5% валового с/х выпуска.
Хочу также попутно отметить, что это случилось только потому, что в то время (в 2004-2006 гг.) значительную долю валового выпуска с/х продукции давали домохозяйства. Их доля составляла в среднем 58%. Льготами же по спецрежиму НДС пользуются только сельхозпроизводители и от цены реализации она в среднем составляет 10%. Однако поскольку объем льгот сравнивается со всем объемом валового с/х продукта Украины, где доля домохозяйств в 2004-2006 гг. была на уровне 58%, то это автоматически (или арифметически) позволяло Украине быть ниже 5% порога и не засчитывать льготы по спецрежиму НДС в САПП.
Однако сельское хозяйство не стоит на месте, и уже с 2011 года доля сельхозпроизводителей в структуре валового с/х выпуска превысила долю домохозяйств. Кроме того, последние цифры Министерства финансов Украины о потерях бюджета по НДС, в результате действия спецрежима для сельхозпроизводителей, свидетельствуют о том, что объем льгот по НДС (вместе с другими программами поддержки) еще в 2009 году превысил порог в 5%, и должен засчитываться в САПП, что более чем в два раза превысило бы объем разрешенной поддержки.
Аналогичная ситуация наблюдалась в 2010, 2011 и 2012 годах. Стоит также отметить, что Украина посылала в ВТО нотификации относительно САПП за 2009-2011 гг. Однако в этих нотификациях объемы льгот по НДС значительно занижены, что вызвало много вопросов в Аграрном комитете ВТО и Украину попросили пересмотреть цифры и расчеты в таблицах, но до сих пор Украина этого так и не сделала [1].
В 2015 году объем затрат бюджета НДС в результате спецрежима для сельхозпроизводителей (по данным ДФС) составил 39,5 млрд грн, что составляет около 7% расчетного валового с/х выпуска 2015 года и должно засчитываться в САПП. Таким образом, Украина в 2015 году [2] более чем в 10 раз превысила объем разрешенной в рамках ВТО внутренней поддержки сельхозпроизводителей, а следовательно должна принять меры к уменьшению такого типа поддержки, согласно взятым на себя обязательствам.
Олег Нивьевский, старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций (Киев, Украина)
[1] См. более широкую дискуссию по этому поводу по ссылке http://www.fao.org/documents/card/ru/c/4e534e60-f8c0-49a2-bde7-167f8bbd1f69/
[2] Официальные данные о валовом с/х выпуске за 2015 г. пока отсутствуют. Оценочный валовой выпуск был рассчитан на основе данных за 2014 г., индекса реального выпуска 2015 г. и средних цен реализации с/х продукции в 2014 и 2015 гг.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.