Умышленный упадок садоводства

06 октября 2016, 11:33 5699
Дмитрий Крошка

Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.1999 г. заложил основы государственной поддержки виноградарской, садоводческой и хмелеводческой отраслей экономики государства с целью их развития. В частности, был введен специальный сбор, который взимался с субъектов розничной торговли в размере одного, а позже — полутора, процента выручки, полученной от реализации пива и алкогольных напитков.

Так, в период с 2011 по 2015 гг. Государственным бюджетом было собрано более 4 млрд грн, которые планировалось направить на поддержку садоводства, ягодоводства и хмелеводства.

В то же время из бюджета фактически было направлено около 550 млн грн на поддержку садоводства, виноградарства и хмелеводства в разных пропорциях.

Но даже при этом в 2013 г. Министерством аграрной политики и продовольствия была подтверждена задолженность перед садоводами в размере 255 млн грн, до сих пор остающаяся задолженностью, возврат которой даже не планируется учитывать в Бюджете-2017, но предусмотрена новая «поддержка» в сумме 75 млн грн, которая является самой низкой и которой в лучшем случае хватит на закладку молодых садов в десяти хозяйствах.

При этом разработчики Бюджета-2017 вешают себе орден за введение поддержки сельского хозяйства, но такая поддержка является мифической, а их заявления — это злонамеренное манипулирование общественным мнением. Хотя есть и позитивное видение — в 2017 г. поддержка выросла аж в 75 млн раз:)

Отдельно стоит обратить внимание на то, что наряду с введением так называемой государственной поддержки садоводства отменили налоговые специальные режимы НДС и фиксированного налога, совсем проигнорировав многочисленные рабочие совещания, заседания рабочих групп по внедрению уменьшенного НДС, внедрению единого налога на землю, которые должны были стать альтернативой отмененным преференциям для садоводов. Это неоднократно подчеркивалось на встречах руководителей министерств с аграрными ассоциациями.

Минфин, Минагропрод и МЭРТ рекомендуют больше экспортировать и тем самым покрывать финансовые потери фермеров от отмены налоговых льгот, поскольку при экспорте появляется налоговый кредит по НДС, но забывают о требованиях рынка и банальной неготовности рынка в целом в один момент сосредоточиться на экспорте. Сегодня реально экспортировать могут лишь несколько крупных промышленных садоводов, а что делать малым фермерам, которые ориентированы на внутренний рынок? Ответ прост: легче бросить это дело, дождаться открытия рынка земли и продать свою землю или отдать крупному холдингу под зерновые. Много мелких садоводов уже так и сделали — бросили свои сады.

Все это демонстрирует желание Кабмина банально обмануть не только садоводов, но и аграриев в целом и свидетельствует об умышленности этих действий.

Особый цинизм власти проявляется в желании автоматически возмещать миллиарды гривен НДС зерновым трейдерам, которые ничего не выращивают, по сравнению с поддержкой 75 млн грн для фермерам в трех отраслях.

По расчетам Ассоциации «Укрсадпром», сегодня промышленное садоводство нуждается в финансовой помощи в размере не менее 2,5 млрд грн, поскольку отрасль находится в критическом состоянии, учитывая неспособность садоводов самостоятельно быстро адаптироваться к изменениям рынков сбыта, требованиям новых рынков к сортовому составу продукции и особым требованиям к подтверждению качества.

На этом можно сосредоточиться подробнее.

До 2015 г. 96% свежих яблок и груш экспортировалось в Россию, рынок которой требовал своих сортов и совсем не устанавливал требований к качеству. Главное требование — наличие продукции, забирали в свою упаковку, своим транспортом, и украинского фермера почти не интересовало, что такое логистика и таможенное дело, что такое сертификация и почему она нужна.

В Украине закладывались преимущественно сорта, которые знают и любят в России: Ренет Симиренко, Айдаред, Гала и др. Но в Европе, Америке, Африке или Азии любят другие сорта — Фуджи, Чемпион, Гренни Смит, Ред Делишес или Ред Чиф. В этом контексте следует отметить: чтобы переориентироваться на новые рынки, украинский садовод должен как минимум заложить новые сорта плодов и ягод и подождать 5-6 лет, пока они вырастут и смогут дать достаточный урожай.

Украинские фрукты и ягоды в мире не знают. В этом мы убедились во время многочисленных переговоров и встреч с иностранными компаниями. Первый вопрос, который нам задавали: в Украине много фруктов и ягод? А каких и сколько? Другой показатель — отсутствие между Украиной и большинством стран мира — потенциальными покупателями — согласованных фитосанитарных требований к нашим фруктам и ягодам делает экспорт принципиально невозможным, поскольку при отсутствии согласованных фитосанитарных условий такая продукция запрещена к ввозу в эти государства. Только с Вьетнамом мы согласовываем эти условия уже полтора года, и это при том, что инициатором этого согласования выступила вьетнамская сторона. И света в конце этого тоннеля даже не видно.

Так о каком стремительном развитии экспорта мы можем говорить в условиях отсутствия желания государства помочь производителю и экспортеру плодов и ягод?

Для понимания перспективы садоводства в Украине нужно сравнивать не вес, а стоимость продукции. Смотрим на примере пшеницы.

1 тонна яблок в 4 раза дороже тонны пшеницы.

Украина собственным производством яблок полностью покрывает импортную потребность в них для основных стран-потребителей. Даже наше промышленное производство яблок открывает широкие экспортные возможности.

1 тонна голубики в 28 раз дороже тонны пшеницы.

1 тонна ореха в 40 раз дороже тонны пшеницы.

Сегодня поддержка садовода — это дело рук самого садовода, а пока государство системно и успешно работает над уничтожением отрасли.

Дмитрий Крошка, председатель Ассоциации «Укрсадпром»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.