Такой анализ заключается во всестороннем исследовании аналитических, экономических, статистических данных и имеет целью получение ответов на вопросы относительно спроса, стоимости, конкуренции и т.д.
Если проанализировав полученные данные, предприятие принимает решение о целесообразности выхода на рынок той или иной страны, следующим вопросом, который чаще всего становится во главе, — поиск надежных контрагентов.
Как правило, анализ деятельности отечественных контрагентов осуществляется на основании глубокого анализа различных источников находящихся в отрытом доступе (в частности, различные реестры). В аспекте надежности иностранных партнеров, этот вопрос усложняется. К сожалению, в странах ЕС не так много источников, из которых вы можете получить необходимый объём информации, связанной с надежностью вашего потенциального контрагента. Безусловно, что вы можете получить выписку из торгового реестра Европейского Союза, которая в принципе способна дать ответы на некоторые вопросы, но все же при заключении «больших» сделок останавливаться лишь на ней мы не советуем.
Самым простым и надежным способом проверки контрагентов из стран ЕС является обращение к специализированым детективным агентствам. Именно заключение таких организаций зачастую считается ключевым при больших сделках. Конечно, в случае экспорта небольших партий товаров, услуги детективных агентств могут занимать значительную часть бюджета экспортной операции, однако и в данном случае лучше потратить часть, чем потерять все.
И все же основное внимание мы хотим уделить другому. Любой бизнес-план должен содержать в себе статью «расходы», поэтому всем экспортерам при подготовке к выводу товара на рынок ЕС необходимо понимать, где могут возникнуть большие расходы. Такой статьей, как правило, становиться переоснащение собственных мощностей. Связана такая необходимость с тем, что в ЕС, как правило, действуют требования к качеству продукции на порядок выше, чем те, которые установлены у нас, а для того, чтобы обеспечить их соблюдение, могут понадобиться значительные финансовые вложения.
Именно в этом вопросе помощь квалицированных юристов и оказывается как нельзя кстати. Дело в том, что европейское законодательство, несмотря на свою структурированность и простоту может иметь ряд подводных камней. Например, некоторые страны ЕС имеют более жесткие требования к пищевой продукции, нежели их партнеры по Сообществу. И разобраться в таких особенностях персоналу предприятия, не обладающему определенным уровнем знаний, достаточно тяжело, при этом игнорирование этого вопроса впоследствии может привести к значительным финансовым потерям.
Таким образом, без надлежащей информационной подготовки, экспортер рискует как минимум понести убытки, в виде недополученные прибыли, а как максимум получить обязательства по уплате штрафных санкций или даже понести уголовную ответственность. Правильно же проведенная работа по анализу указанных факторов поможет минимизировать возможные риски и стать залогом осуществления экспортной деятельности.
При этом, как и в любой другой юридической операции, лучшим фактором защиты при осуществлении экспертной деятельности будет являться грамотно составленный внешнеэкономический договор.
Самое главное, заключая такой договор убедиться в том, что каждая из сторон одинаково трактует каждый его пункт во избежание возможных недоразумений в будущем. Также особое внимание необходимо уделить подробному анализу и отработке каждого пункта экспортного контракта, в том числе делая акценты на такие разделы как: условия поставок, условия осуществления платежа и урегулирования споров. Именно грамотно составленный внешнеэкономический договор дает возможность минимизировать практически все риски связанные с осуществлением экспортной операции.
Что же касается общих требований украинского законодательства в вопросах осуществления экспортной деятельности, то отечественному субъекту ВЭД важно помнить о необходимости прохождения аккредитации в таможенных органах ГФС. Фактически такая аккредитация не составляет особого труда и состоит в подготовке заявления установленной формы и подачи его соответствующей таможни, тем не менее, не выполнив это простое действие, экспортер рискует, как минимум сорвать сделку по поставке товара.
Кроме того, в зависимости от группы товара, которая планируется к поставке, экспортеру нужно помнить о возможной необходимости уплаты вывозной пошлины.
Пример: Законом Украины «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на семена некоторых видов масличных культур» установлена ставка вывозной (экспортной) пошлины в размере 10% таможенной стоимости товара для семян подсолнечника, измельченного либо не измельченного (код УКТВЭД 1206 00).
Таким образом, кратко резюмируя выше сказанное, для того что бы предприятию подготовится к выходу на рынок ЕС ему в первую очередь необходимо:
Дмитрий Александров, управляющий партнер ALEXANDROV&PARTNERS
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.