Запущенный процесс децентрализации под угрозой срыва

16 июля 2016, 08:02 2837
Николай Кучер

Сегодня украинское общество и бизнес снова, как и год назад, находятся в неведении относительно налоговых изменений на следующий год. Все мы помним, что правительство обещало до 1 июля 2016 года внести на рассмотрение парламента новый Налоговый Кодекс, который позволит бизнесу, в частности, аграрному, знать правила игры на 3-5 лет вперед.

Но сегодня даже нет его проекта. А те материалы, которые были предоставлены некоторым народным депутатам в виде сравнительной таблицы 2 июля, были собраны Министерством финансов Украины от общественных организаций. Это означает, что либо Минфин над Налоговым кодексом не работает, либо, если работает, то все делается опять кулуарно, а, в частности, парламентский Комитет аграрной политики и земельных отношений, а также Министерство аграрной политики и продовольствия Украины остаются в стороне.

Изменения, которые предлагаются сегодня Минфином, полностью уничтожают запущенный процесс децентрализации в стране, поскольку, в соответствии с ними, сельские общины лишатся существенных поступлений в свои бюджеты из-за переформатирования единого налога 4-й группы с 1 января 2017 года, а с 1 января 2018 года — полной его отмены. Для села единый налог четвертой группы является фундаментальным, бюджетообразующим, поскольку полностью остается в распоряжении местных общин.

Больше того, я считаю, что необъединенным общинам нужно вернуть сегодня хотя бы 25% ПДФО, потому что, не получая этого налога, сельские советы не заинтересованы в увеличении рабочих мест, честной уплате налогов.

Сегодня только начало финансовой, бюджетной децентрализации, сельские головы только почувствовали их преимущество и научились распоряжаться деньгами, которые стали поступать в местный бюджет. И сейчас им хотят все обрезать. Некоторые политики заявляют, что это делается для того, чтобы стимулировать сельские громады объединяться, но это глупость и признак чиновничьей бездеятельности. Процесс объединения продолжается, и я, работая с громадами на своем округе, это вижу. Люди собираются активно на обсуждения по объединению, и это уже не только сельские головы, но и местные активисты.

В прошлом году мне вместе с группой народных депутатов удалось отстоять единый налог 4-й группы, благодаря которому сельские громады почувствовали, что такое децентрализация, начали развиваться, становиться финансово состоятельными и готовы за собственные деньги при помощи субвенции из государственного бюджета реализовывать социально важные проекты. Тогда наше предложение учли. Кроме того, нам удалось увеличить этот налог в 36 раз по сравнению с 2014 годом. Например, в 2014 году этот налог в среднем составлял 7 грн/га, в 2015 — 130 грн/га, а в этом году он составляет 240-250 грн/га.

На в 2017 г. единый налог 4-й группы, по версии Минфина, остается только для предприятий до 200 га с объемом до 5 млн грн. То есть, сельские общины лишаются 40-60% своего бюджета, который они имели в 2016 г. Но я надеюсь на позицию нынешнего премьер-министра, который, еще, будучи председателем ВРУ, был сторонником все-таки единого налога 4-й группы. Думаю, что у нас будет поддержка по этому вопросу в сессионном зале Верховной Рады Украины.

Спецрежим НДС в 2017 г. тоже не планируется. Но в случае его полной отмены аграрии, которые работают на внутренний рынок, будут лишены возможности развиваться, придется сокращать рабочие места, начнется серьезное падение в отрасли животноводства и рост цен на сельхозпродукцию для населения. Животноводство стопроцентно должно остаться на спецрежиме НДС. Иначе мы просто похороним эту отрасль, и, в первую очередь, молочное животноводство.

В прошлом году аграриям обещали, что ограничение спецрежима НДС должно компенсироваться возвратом НДС при экспорте зерна. Но это себя не оправдало, поскольку ситуация с возвращением НДС сейчас обстоит плохо.

Предложение по введению единого налога с гектара пахотной земли имеет право на рассмотрение. Но как это сделать, чтобы включить в него все социальные сборы — для меня пока не понятно. Нужно услышать разъяснения и расчеты этой концепции. Например, есть единый социальный взнос (ЕСВ), который платиться в Пенсионный фонд, а не в госбюджет, и который нельзя заменить единым налогом. Более того, я считаю, что мы сделали ошибку, проголосовав в прошлом году за уменьшение ЕСВ. А сегодня вынуждены брать деньги из госбюджета и пополнять Пенсионный фонд. Вопросов по предложенным изменениям очень много.

Поэтому я сегодня обращаюсь к Министерству финансов и Кабинету Министров Украины в целом, включить народных депутатов, профильных экспертов, представителей бизнеса в существующую рабочую группу по наработке налоговых изменений, чтобы хотя бы до сентября мы смогли подготовить сбалансированные изменения в Налоговый и, соответственно, в Бюджетный Кодекс.

Николай  Кучер, народный депутат Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.