Земельная реформа в Украине — пришло время серьезных шагов?

09 февраля 2016, 07:15 3844
Хайнц Штрубенхофф

Украина имеет уникальные черноземы, но средняя урожайность на них остается ниже, чем в других европейских странах с менее плодородными почвами. Из-за моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения, который продлевался несколько раз в течение последних 15 лет, значительный потенциал роста пропадает впустую.

Это подрывает перспективы развития сельского хозяйства, веру в управление землями государством и приверженность правительства к созданию конкурентного и прозрачного рынка земли для землепользователей, местного населения и инвесторов. Беларусь и Украина — последние страны в Европе, где продажа сельхозземель запрещена.

Снятие моратория многие воспримут как важный сигнал приверженности к реформам. Это создаст прозрачный и конкурентный рынок земли, который будет функционировать в интересах народа Украины. Прозрачный и конкурентный рынок земли принесет серьезные экономические и социальные последствия:

1) будет способствовать привлечению финансов и инвестиций;
2) простимулирует необходимые организационные и административные изменения для борьбы с масштабной коррупцией;
3) поможет 7 млн небольших собственникам земельных участков использовать их конституционно гарантированные права на недвижимость.

При этом в Украине более 25% сельхозземель находится в государственной собственности — 10,5 млн га из 40,9 млн га всего, в том числе около 8 млн га — это пахотные земли. Для сравнения, общая площадь пахотных земель в Германии составляет около 12 млн га, в Швейцарии — примерно 500 тыс. га.

Источник: О.Нивьевский, Д.Низалов на основе данных Государственной службы геодезии, картографии и кадастра; Цифры указывают долю государственной земли в процентах от всех сельскохозяйственных угодий по районам
Источник: О.Нивьевский, Д.Низалов на основе данных Государственной службы геодезии, картографии и кадастра; Цифры указывают долю государственной земли в процентах от всех сельскохозяйственных угодий по районам

Государственные сельхозземли включают в себя земли запаса, которые были сформированы в процессе приватизации. Около 2,5 млн га сданы в аренду производителям. Сюда также можно отнести земли, которые находятся в пользовании государственных предприятий (550 тыс. га), земли Национальной академии аграрных наук (500 тыс. га). Только 1,6 млн га государственных сельхозземель зарегистрированы в Государственном земельном кадастре. При этом 8,9 млн га — не зарегистрированы.

Это значит, что правительство не контролирует, как на самом деле используется большинство земель, находящихся в государственной собственности. Очевидно, что это приводит к впечатляющим потерям дохода и коррупции.

Свет на настоящий порядок вещей может пролить простой расчет. Цена за аренду земли находится на уровне от 75 до 150 $/га. Если предположить, что незарегистрированная земля будет надлежащим образом зарегистрирована и права землепользования — в будущем также права собственности на землю — будут проданы с аукциона, государство ежегодно сможет получать дополнительные многомиллионные доходы, даже без приватизации этих земель.

Этого будет достаточно, чтобы покрыть расходы на завершение общенациональной электронной регистрации земли и заполнение кадастра. Инвестбанкиры могут назвать такую инвестицию элементарной. Очевидно, что дальнейшие приватизационные аукционы по государственным сельхозземелям смогут удвоить или утроить дополнительный государственный доход.

Источник: О.Нивьевский, Д.Низалов на основе данных Государственной службы геодезии, картографии и кадастра;
Источник: О.Нивьевский, Д.Низалов на основе данных Государственной службы геодезии, картографии и кадастра;

Государство может решить ограничить свою роль на рынке с/х земель, сузить ее. Это:

1) позволит получить достаточный уровень конкуренции и прозрачности путем обеспечения потенциальных покупателей и продавцов максимальным количеством информации;
2) обеспечит эффективное функционирование системы поддержки и мероприятий по сокращению административных расходов в земельных сделках;
3) обеспечит справедливость, объективность и защиту прав собственности через эффективные механизмы обжалования и механизмы урегулирования споров.

Экономические издержки и выгоды реформы в сфере государственных сельхозземель должны оценить независимые эксперты. Экономисты и фермеры легко согласятся, что земли должны использоваться тем, кто будет делать это наиболее эффективно.

Недостаточная прозрачность снизит перспективы развития для фермеров, землевладельцев и местных общин. Это также ограничивает развитие финансовых инструментов, в том числе ипотечного кредитования.

Внимательный анализ земельной реформы, несомненно, является важным шагом для сильного и устойчивого развития сельского хозяйства и убедительным сигналом для украинского народа и международных партнеров — сигналом настоящего реформирования от украинских лидеров.

Хайнц Штрубенхофф, руководитель программ развития агробизнеса IFC/World Bank Group

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.