Интересно, что со стороны аграрного сообщества реакция на это сводится в основном к двум тезисам. Первый — без господдержки украинские аграрии не выживут. Второй – во всем мире сельское хозяйство поддерживается (в первую очередь, в ЕС и США), значит, и нам надо. В мировой практике, конечно, трудно найти случаи, когда аграрии добровольно отказывались от господдержки. Однако такие случаи есть и они демонстрируют, что аграрии могут достаточно быстро избавиться от дотационной зависимости и еще успешнее развиваться.
Сейчас в Украине государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям предоставляется преимущественно в виде налоговых льгот (93% от общего объема поддержки в 2014 году), в частности через специальный режим налогообложения НДС и единый налог 4-й группы (до 2015 года – фиксированный сельскохозяйственный налог). По данным ОЭСР, общая сумма налоговых льгот для АПК в 2014 году составила 17,8 млрд грн, это 4,5% от валового сельхозпроизводства или примерно 1000 грн на гектар пашни в обработке сельскохозяйственными предприятиями.
Одним из основных аргументов экономической науки против дотирования/поддержки тех или иных отраслей экономики является то, что от «дотационной зависимости» очень трудно избавиться. Получатели господдержки используют все возможные рычаги политического и общественного влияния ради сохранения такой поддержки. Как раз опыт США и ЕС является тому ярким свидетельством. Можно увидеть, как тяжело происходит процесс реформирования системы аграрной поддержки в ЕС в течение последних 20 лет (со времени реформы Мак-Шерри 1992 года). Хотя ЕС предпринял довольно успешные шаги на пути предоставления «более рыночного лица» своим формам поддержки, однако общий бюджет поддержки (около €50 млрд) фактически не изменился.
Новой Зеландии в 1984 году удалось провести естественный эксперимент добровольного отказа от господдержки. На время ее отмены страна по некоторым параметрам находилась в довольно похожем с современной Украины положении. В 1984 году Новая Зеландия была на грани банкротства, значительные макроэкономические проблемы заставляли наращивать иностранные заимствования, уровень инфляции составил 20%, и это все происходило на фоне нисходящих международных цен на агропродовольственную продукцию. Доля сельского хозяйства в ВВП составляла 14,2%. Правда уровень поддержки новозеландских фермеров составлял в среднем около 40% от выручки.
Реагируя на эти вызовы, правительство Новой Зеландии отменило в 1984 году около 30 разнообразных производственных субсидий и экспортных стимулов. В дополнение была проведена масштабная либерализация: переход к плавающему обменному курсу, уход от протекционизма и политики импортозамещения. На останавливаясь на деталях, как именно пережило сельское хозяйство Новой Зеландии такое потрясение, хотелось бы акцентировать внимание на основных моментах.
Во-первых, отказ от господдержки позволил, начиная с 1986 года, достичь среднего годового роста производительности в сельском хозяйстве на уровне 5,9%, в то время как до отмены поддержки годовой рост едва дотягивал 1%. Для статистики: экспорт всей агропродовольственной продукции из Новой Зеландии в 2014 году составил $219 тыс. на 1 га сельхозземель, против $36 тыс. для Украины.
Во-вторых, многие фермеры перестали работать, однако не в таких масштабах, как это предполагалось. По официальным прогнозам, ожидалось, что около 20% всех фермеров перестанут работать через отличие господдержки, однако в действительности только около 1% фермеров покинули бизнес сразу, и еще 5% — в течение 1985-89 гг. Но эти цифры не сильно отличались от «нормального уровня» банкротства фермеров в Новой Зеландии.
В-третьих, с 1986 г. не уменьшается сельское население, а, наоборот, растет такими же темпами, как и городское население.
Четвертое, правительство все же продолжает поддерживать сельское хозяйство на уровне 1% валового производства, однако это финансирование преимущественно научно-исследовательской работы в сельском хозяйстве.
Трудно согласиться с мнением об особенности сельского хозяйства Украины и что у нас законы экономики работают каким-то особым образом. Поэтому несмотря на большое расстояние между Новой Зеландией и Украиной, отличие агро-климатических условий, все же не стоит игнорировать хоть и единичный, но успешный опыт выхода из дотационной зависимости и жизни без господдержки.
Олег Нивьевский, старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций (Киев, Украина)
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.