Эксперты предлагают топ-10 решений для удешевления перевозок по железной дороге

22 декабря 2022, 12:44 2436

Блокирование украинских портов и удорожание новых путей логистики привели к росту разницы между внутренними и мировыми ценами до 200 $/т. Как следствие, некоторые производители получают убыток до $85 с тонны продукции. Такая высокая стоимость логистики заставляет аграриев задуматься, стоит ли вообще продолжать заниматься сельским хозяйством.

Об этом рассказал председатель правления и исполнительный директор EasyBusiness, руководитель аналитического направления Центра экономического восстановления Дмитрий Ливч во время презентации результатов аналитического исследования «Анализ влияния войны на агросектор Украины».

Стоимость логистики (внутренних перевозок по железной дороге) формируется из трех компонентов: услуги перевозки, пользование вагонами и другие расходы.

Дмитрий Ливч отмечает, что «Укрзализныця» летом увеличила тарифы на 70% для всех трех классов грузов. Но если до начала войны самым большим компонентом расходов была стоимость перевозки, то после начала вторжения им стала стоимость пользования вагонами вследствие стремительного повышения финальных ставок на аукционах.

Дмитрий Ливч

На самом деле спрос на зерновозы вырос существенно, а участие в аукционах спекулирующих компаний привело к росту стоимости пользования вагонами. В то же время мы видим профицит зерновозов, и именно поэтому нам нужно увеличивать эффективность перевозки «Укрзализныцей». Прирост расходов перевозки увеличился за счет стоимости пользования вагонами и уменьшения средней скорости вагонов. По состоянию на сентябрь ориентировочная скорость при экспортных перевозках составляла 53-87 км/сутки против гарантированных 200 км/сутки до войны.

Также он отметил тенденцию, что в зависимости от региона, в котором предприятие ведет свою операционную деятельность, стоимость логистики может меняться.

Компании, которые экспортируют через западные пути, несут большие расходы, чем те, кто везет зерно в украинские порты.

На основе исследования эксперты Центра экономического восстановления и EasyBusiness выделили 10 рекомендаций по сбалансированию тарифов на железнодорожные перевозки, что поможет уменьшить негативное влияние стоимости логистики на агросектор.

1. Полный пересмотр системы тарифообразования на услуги перевозки.

2. Внедрение ценового потолка для стоимости пользования зерновозами, привязанной к нормативной скорости перевозки.

3. Внедрение ограничений на участие в аукционах для отдельных игроков рынка.

4. Снижение стартовых ставок на пользование зерновозами.

5. Увеличение предложения на аукционах путем предложения лотов неспециализированных вагонов под перевозку зерновых.

6. Введение субсидий на пользование вагонами для агропроизводителей.

7. Введение системы информирования об обновлении гарантированной скорости движения вагонов.

8. Совершенствование системы планирования перевозок.

9. Запрос на обеспечение вагонов со стороны стран ЕС.

10. Внедрение системы мониторинга спроса.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua