Клуб белого бизнеса: сколько украинских компаний имеют шанс туда попасть

15 июня 2024, 08:00 1956

Налоговый комитет Верховной Рады Украины на днях поддержал ко второму чтению законопроект №11084, которым предлагается установить критерии относительно выделения наиболее добропорядочных налогоплательщиков и предоставления им определенных преференций во взаимодействии с налоговой службой.

Об этом рассказал специалист по вопросам налоговой и регуляторной политики Экономической экспертной платформы, ассоциированный эксперт CASE Украина Мирослав Лаба в колонке на «Интерфакс-Украина».

«Бесспорно, хорошей идеей авторов законопроекта о «клубе белого бизнеса» является желание предоставить бизнесу не фискально ориентированного контролера, а доброжелательного налогового менеджера, который будет сопровождать налогоплательщика, а в налоговом контроле акценты сместятся с наказания налогоплательщика на сопровождение, проверку и корректировку его повседневного поведения», — считает он. 

По словам эксперта, возможность получения персонального «комплаенс-менеджера» или «налоговой няни», которая поможет предпринимателям разобраться во всех перипетиях украинского налогового законодательства и предотвратить штрафы, очень положительно воспринимается бизнесом. Единственное, что вызвало предостережение - это критерии добропорядочности, которые предлагается установить для «клуба белого бизнеса». 

«Принятие законопроекта условно будет иметь влияние на несколько групп налогоплательщиков», — говорит Мирослав Лаба и объясняет критерии их разделения. 

Первая группа (около 2% компаний) — это те, кто уже сегодня платит высокие налоги и, вероятно, удовлетворяет все критерии «клуба белого бизнеса». Они получат заслуженное признание в обществе и, возможно, более лояльное отношение со стороны контролирующих органов. 

Вторая группа (2—3% компаний) — те, кто путем незначительного увеличения уровня уплаты налогов (переплатами) или/и управленческих решений по изменению основного вида деятельности или места регистрации, смогут достичь необходимого уровня среднеотраслевых показателей. Как и первая группа, они получат признание и лучший сервис. 

Третья группа (до 0,1%) — это компании, которые могут сознательно уклоняться от уплаты налогов (по акцизному сбору, рентным платежам), иметь значительные теневые обороты, однако в результате увеличения уплаты трех основных налогов достичь критериев добропорядочности и получить законный иммунитет от налоговых проверок. 

Четвертая группа (95% бизнеса) — это те компании, которые не смогут достичь установленных критериев добропорядочности и автоматически будут подпадать в категорию потенциальных нарушителей, не членов «клуба белого бизнеса».

«Очевидно, что преимущества от увеличения налоговых поступлений второй группы несоизмеримы с негативными последствиями влияния такого решения по двум последним группам субъектов хозяйствования. С учетом последних дополнений о возможности бронирования 25% работников для участников «клуба белого бизнеса», вопрос объективности критериев отбора будет иметь важное экономическое, социальное и мобилизационное значение», — считает эксперт.

По его мнению, в случае принятия народными депутатами этого законопроекта, в Налоговом кодексе Украины будет «зацементирована» презумпция виновности около 90% бизнеса и статус «рискового» налогоплательщика. В то же время вопросы реформирования налоговой службы с учетом рекомендаций международных экспертов будут снова отложены на неопределенное время.